07.03.2012 | 09:38

"Фотобиеннале-2012" делает ставку на концептуальность

В Москве официально объявлено о начале Международного месяца фотографии, больше известного как «Фотобиеннале». На календарь фотосезон ориентируется не строго. Он начался полторы недели назад. Регулярно, каждые два года, этот форум фотоискусства проводится с середины 90-х. Основные, и как обычно, неисчерпаемые и всеобъемлющие темы распределены по множеству площадок, выставок, жанров и авторов. Темы в этом году такие – «Фотографии Кино», «Америка в фокусе» и «On the road», то есть – в дороге. Накануне в Мультимедиа Арт Музее открылись несколько выставок звезд мировой фотографии. Рассказывают «Новости культуры».

Уильм Кляйн, один из ста самых влиятельных фотографов мира, расстается с камерой только чтобы попить чайку. Дуэль с журналистами выигрывает Кляйн – дотошно документируя их работу и игнорируя вопросы.

«Я делаю книгу про Москву, вот зачем мне это нужно», – говорит фотограф.

Он цитирует Ницше, всматривается в лица людей и рисунки на футболках – ему интересно все, кроме своих воспоминаний. А вспомнить есть что. Кляйн долго работал в «Vogue» – и именно он первый отказался от постановочных съемки и света, отправив модели на улицы Нью-Йорка. Улицы этого города и его жители эпохи 50-х стали главной темой независимого и очень ироничного проекта Кляйна. Такой «потребительской и жалкой» себя Америка не приняла. Солдата и художника Уильма Кляйна, демобилизованного после второй мировой, назвавшего Нью-Йорк «средоточием всей мировой тревоги», прославила Европа.

«Мы рады, что показываем не только Нью-Йорк Кляйна, но и ретроспективу его фильмов, – говорит директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова. – Кляйн известный кинематографист, его фильм «Миссия» обошел все кинотеатры, а у нас никогда не показывался».

История и содержание этих снимков – сплошной детектив. В 2001 году полицейский архив Лос-Анджелеса обнаружил Меррик Мартон – полицейский фотограф. На полуистлевших негативах оказался криминальный «Город ангелов» 1920-50-х годов.

«Наиболее важный для полицейских фотографов прием – документирование происходящего, – рассказывает куратор Тобиа Беццола. – А есть и постановочное фото, для воссоздания происходившего во время преступления – следственный эксперимент. Так, например, на этой фотографии мы видим классическую жертву преступления – рядом с жертвой – вещи, ключи, которые помогут полицейским разобраться в убийстве».

В стиле нуар и работы Сары Мун. Ее фотографии часто называют винтажными сказками – свою серию о «Красной шапочке» в черно-белом варианте Сара придумала еще в прошлом, а сняла – будто бы в позапрошлом, XIX веке – и традиционный сюжет приобрел совсем иное звучание. Сара Мун считает, что цвет уводит от сути – и этим принципом как нельзя лучше демонстрирует, что кинематограф в фотографии и фотография в кино – это одно целое.