21.12.2005 | 20:14

Парижские находки Ильи Зильберштейна

Все, что делал известный ученый, коллекционер Илья Зильберштейн нашло отражение в его трудах. При его участии выпущено 100 томов "Литературного наследия". Им было собрано две коллекции - живописная и автографов знаменитых людей. Сейчас они обе широко известны. Менее всего зрители и специалисты знакомы с тем, какие раритеты вернулись в Россию благодаря поискам Ильи Самойловича Зильберштейна. Возвращенные им культурные ценности разошлись по 16 музеям и архивам. И вот сейчас впервые документы, фотографии, картины, книги из "Парижских находок" Ильи Зильберштейна представлены вместе на выставке, открывшейся к 100-летию коллекционера и ученого в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Рассказывают "Новости культуры".

Илью Самойловича Зильберштейна всегда интересовала эпоха Пушкина. Поэтому оказавшись впервые в Париже, уже в солидном возрасте, в 61 год, он прежде всего старался найти все, что связано с именем великого поэта. Сенсацией экспозиции стал прижизненный портрет Пушкина - предположительно кисти Тропинина. Существует легенда, что поэт подарил его своей невесте Наталье Николаевне перед свадьбой. Спустя десятилетия портрет оказался у Сергея Дягилева, а позже - у Сергея Лифаря. Впервые этот портрет был воспроизведен в Париже в 1937 году - в издании романа "Евгений Онегин". Там же была воспроизведена и оборотная сторона миниатюры.

Зинаида Бонами, зам. директора ГМИИ им. Пушкина: "Оборот, который представляет собой "эгломизе" - это специальная техника росписи по стеклу и там по-французски написано "Амур" - любовь. И все это опоясано змеей в форме кольца, Может, поэтому возникла эта легенда".

Еще на двух миниатюрных портретах изображены родители Натальи Николаевны Гончаровой. К сожалению, Илье Зильберштейну не удалось вернуть миниатюры на родину при жизни Лифаря, и после этой выставки они вновь окажутся в руках своего нынешнего владельца.

На выставке впервые собраны вместе из разных музеев эскизы костюмов и декораций Александра Бенуа к балетам Дягилева, а также рисунки Добужинского к неосуществленной постановке "Ревизора", в которой должен был играть Михаил Чехов.

Наталья Волкова, вдова И. Зильберштейна, рассказывает: "Георгий Товстоногов попросил предоставить ему цветные копии этих рисунков. Потом, в 1972-ом году, им был поставлен спектакль "Ревизор". Где костюмы и записи были сделаны по рисункам Добужинского".

Благодаря Илье Зильберштейну в России оказались и древние книги XVII века из коллекции Лифаря. Когда стало известно, что их собираются продать на аукционе в Монте-Карло, Министерство культуры отправило Зильберштейна в командировку.

Наталья Волкова: "Илья Самойлович потом шутил, что это, вероятно, был единственный случай в истории мировых аукционов, когда человек отправляется что-то приобрести, но ему и копейки не дают".

Тем не менее, ему удалось привезти 10 из 16-ти книг. Они, как и многие другие российские культурные ценности, были подарены Илье Самойловичу Зильберштейну. Всего же за его долгую жизнь Зильберштейну удалось вернуть в наши музеи и архивы 20 тысяч раритетов.