07.03.2012 | 11:50

Выставка "Датское кружево"

Кружевные изделия XVIII века, коклюшки и фотографии - в Павловском дворце открылась выставка «Датское кружево». Все экспонаты приехали из Дании, из городка Тендер, где традиционное искусство кружевоплетения популярно до сих пор. С раритетами ознакомились «Новости культуры».

Так выглядит кружево XXI века - ожерелье и браслет сделаны из золота и серебра. Чтобы их создать, знаменитый ювелир Дании Грю Виндберг изучила старинную технику кружевоплетения. И сейчас украшения у нее заказывает сама королева Маргарет. Кстати, ее бабушка сама увлекалась искусством плетения на коклюшках. Для нее это было всего лишь увлечением, а большинство датских женщин в XVIII веке таким образом зарабатывали себе на хлеб.

«Те, кто плели кружева, были очень профессиональными. Это выглядит больше, как искусство, а не просто как работа, и для меня как для историка интересно, как они умели это сочетать», - отметил куратор выставки Ингер Лауридсен.

В XVI веке власти Дании решили помочь крестьянкам с дополнительным заработком в зимнее время. Из Италии - где кружево уже было в моде - стали приглашать учителей. Если рисунок был сложный, женщины могли использовать одновременно до четырехсот коклюшек. Работа микроскопическая - с тончайшими нитями. За день кружевница могла сплести лишь пять сантиметров ажурной ленты.

Работали кружевницы с утра до вечера, до тех пор, пока их глаз мог различить рисунок на пергаменте. А плели очень часто один и тот же узор – отрабатывали его годами, чтобы скорость и качество были выше. Нити мастерицы получали от торговцев, они же давали образец с рисунком и назначали срок сдачи изделия. Готовое кружево купцы мерили локтями и только тогда расплачивались с кружевницами.

В такой сумке у продавца всегда была складная сумка с образцами, линейка и готовое кружево, намотанное на гладкий кусок дерева. В такие путешествия торговцы отправлялись всего лишь два раза в год. Поэтому, если кто-то заказывал себе кружево, допустим, осенью, то доставлялось оно только весной.

Особенно популярным кружево стало в XVIII веке, в эпоху рококо. Позволить себе кружевные шляпки, манжеты и воротники могли только богатые люди. Но даже они очень часто перешивали дорогое кружево с одного платья на другое.

«Мужчины в то время носили кружева еще больше, чем дамы. У них были кружевные воротники, манжеты, кружевом отделывали даже обувь. Вот эти отвороты сапог тоже украшали кружевными воланами, и не в один ряд», - рассказывает куратор выставки Наталья Вершинина.

Это платье с кружевом принадлежало российской императрице Марии Федоровне. Оно из коллекции Павловского дворца. Как и эти вологодские кружевные воротники XVIII века. Куратор выставки Ингер Лауридсен призналась, что ей интересна история русского кружева. Но даже в Вологде - в столице русского кружевоплетения - Ингер не смогла найти такие редкие образцы, какие хранятся в фондах музея в Павловске.