23.12.2005 | 17:06

К 120-летию со дня рождения Михаила Соколова

Работы художника Михаила Соколова хранятся в крупнейших музеях России – в Москве, Петербурге, Ярославле, Саратове… Однако, как и при жизни мастера, его творчество знают и ценят в основном только специалисты. К 120-летию со дня рождения Соколова сотрудники Третьяковки приурочили выставку его работ. Рассказывают "Новости культуры".

Самое сложное при организации этой выставки – не сделать ее бесконечной.

Наталья Адаскина, зав. отделом Третьяковской галереи: "Большая коллекция в Ярославле, большая коллекция у нас, много в частных коллекциях. Нужно было что-то брать, от чего-то отказываться, кого-то обижать".

Михаил Соколов – романтический художник трагической судьбы. Он родился в Ярославле в 1885-ом году в семье ремесленника. Отец не поощрял интереса сына к живописи. Считал его лоботрясом. Первым дарование Соколова оценил один из ярославских купцов и отправил его на свои деньги учиться в Москву. В столице художника ждало немало испытаний. Уже будучи признанным, он не имел мастерской, ютился в 8-метровой комнате с женой, собакой, кошками и своими работами. Он не стремился идти в ногу со временем. Москва – не новая, строящаяся, а уходящая, библейские сюжеты, поиски вечно женственного… В 38-ом ему все-таки выделили мастерскую, а уже через 2 недели арестовали по ложному доносу и сослали в Сибирь. Вспоминая сложные времена, Соколов говорил: "Дух победил тело", и в ссылке он оставался художником.

Работы тех лет – порой чуть больше спичечного коробка, но это не миниатюры, это большие картины, вписанные в миниатюрную форму. В 43-м художника освободили. В 47-ом он ожидал разрешение на возвращение в Москву, но оно пришло уже после его смерти.