26.12.2005 | 17:10

Выставка "Коллаж в России XX века"

В Государственном Русском музее открылась грандиозная выставка "Коллаж в России XX века". На ней представлены работы классиков и современных мастеров, в том числе и известного петербургского художника Георгия Ковенчука. Фраза "Вся жизнь коллаж, а мы в ней детали" – вполне соответствует характеру его работ. Из царскосельской мастерской мастера – передает питерский корреспондент "Новостей культуры".

Георгий Ковенчук, художник: "Вот мой главный коллаж - настоящая водосточная труба".

Этот объект Георгий Ковенчук создал в технике коллажа к своему юбилею. Рассматривая водосточную трубу, можно узнать многое об авторе - он окончил Академию художеств, женился на красавице Жанне и даже в свое время выдвигался в депутаты Ленсовета. И, конечно, всегда работал - часто обращаясь к своей излюбленной технике. В годы господства единого стиля - социалистического реализма, аппликация, как тогда говорили, была уделом домохозяек и детсадовских воспитанников. После 20 съезда партии появилась возможность выписывать западные журналы - гдровские, польские. Они представляли аппликацию как вид искусства, называя ее особо - коллаж. Хотя, конечно, к этой технике обращались и раньше - и отечественные авангардисты, и западные.

Георгий Ковенчук, художник: "Этим занимался Матисс, и 1000 лет назад занимались. Те же обои наклеивать..."

Искусство Георгия Ковенчука - легкое, артистичное, удивительно живое, все эти картины и объекты - уже классика. Футляр от ундервуда оклеен текстами, набранными как раз на этой пишущей машинке. Так старая вещь стала объектом, а внутрь положил книги, которые он иллюстрировал. Здесь и обложки, и маленькие заставки - остроумные коллажи... Вот разбилась любимая с детства пластинка, память о ней нужно увековечить. Целая стена в царскосельской студии мастера - коллаж. Предметом искусства может стать все - к чему прикасается рука художника. Ковенчук любит импровизировать, сегодня, например, решил попробовать неожиданный вариант коллажа. Вначале мастер подготавливает основу - наклеивает на бумагу фрагменты газет. Следующий этап - на этих аппликациях художник печатает линогравюры, сочетаясь с коллажем, они выглядят очень живыми. Художник удовлетворен результатом. Посетителю мастерской начинает казаться, что практически все, что придумывает Георгий - это коллаж. Это не совсем так. Ковенчук создает литографию, много пишет маслом и гуашью. А это последний проект, который обязательно будет реализован. Памятник первым строителям железной дороги в Царском селе.