27.12.2005 | 19:47

Графическая коллекция Павла Третьякова

27 декабря 1832 года родился Павел Третьяков. 27 декабря 2005 года Третьяковская галерея открыла серию юбилейных проектов – в мае 2006-го будет отмечаться 150-летие одного из крупнейших российских музеев. Первая выставка посвящена графической коллекции Павла Третьякова. Из запасников достали самые ценные рисунки, акварели, эскизы. Они экспонировались по отдельности, но вместе представлены впервые. С подробностями –"Новости культуры".

"Я устраиваю в своем собрании отдел акварелей и черных рисунков", - писал Третьяков Крамскому в 1887-ом. На тот момент у него было уже более 200 графических работ, хотя, как и большинство коллекционеров, Павел Михайлович отдавал предпочтение живописи.

Лидия Иовлева, заместитель гендиректора ГТГ: "Рисунок часто воспринимался как такой подсобный материал, но Третьяков был один из первых, не скажу, что единственный, кто понял самостоятельное значение рисунка и акварели".

В 1892-ом Павел Михайлович передал свою коллекцию в дар москвичам, в ней уже тогда было более 500 рисунков. В благодарность градоначальник присвоил Третьякову титул почетного гражданина Москвы, о чем свидетельствует грамота в исполнении Васнецова. Но и будучи попечителем вновь открытой галереи, Третьяков продолжает поиски – за следующие 6 лет графическая коллекция увеличивается в три раза. В ней все знаковые имена – Бенуа, Васнецов, Перов, Репин, Врубель, Крамской.

Ольга Птицына, куратор выставки: "Он покупал именно для того, чтобы сохранить наследие художника и как-то представить историю развития рисунка в том числе".

Некоторые работы прокомментированы цитатами из переписки Третьякова. Он был большим поклонником Федотова – с него фактически начиналась коллекция, а последними приобретениями были эскизы Васнецова к росписям Владимирской церкви в Киеве: и современники, и сам Третьяков считали, что они удались даже лучше фресок. На выставке много портретов – Тургенев, Белинский, Менделеев, Глинка, а вот Ярошенко и Крамской нарисовали друг друга – и художники, бывает, не прочь пошутить.

Ольга Птицына, куратор выставки: "Третьяков собирал портреты людей искусства, художников, собирал не столько для себя, сколько для России, и очень ценил даже небольшие почеркушки. Он говорил, что важно, что они сделаны с натуры, вот это для него был критерий".

О том, как попадали в коллекцию те или иные работы, сведений немного. Коллекционеры не любят открывать тайны своего ремесла. Известно также, что художники, как правило, не любят расставаться с рисунками – этим первым отображением заветных мыслей. Но именно они так дороги всякому, кто желает постичь мир творца до мелочей. Павел Третьяков понимал это очень хорошо.