07.03.2012 | 17:20

Экспериментальное пространство новых пьес

4 марта в рамках фестиваля «Золотая маска» стартовал проект «Новая пьеса». Это совместная программа фестиваля и Театра.doc. По задумке организаторов, проект призван привлечь внимание к современной драматургии. «Вот уже несколько лет это неотъемлемая часть фестиваля "Золотая Маска", – представляя программу сказала директор фестиваля Мария Ревякина. –  "Новая пьеса"  нужна, чтобы познакомить зрителя с новым текстом, новой пьесой и новым взглядом, что очень важно для дальнейшего развития театра. Мы специально ездим по стране и ищем все самое современное, самобытное, что, быть может, и определит театр будущего и его зрителя».

Программа «Новой пьесы» открылась спектаклем красноярского Театра драмы им. А.С. Пушкина. Сибиряки показали спектакль-читку «Малыш» режиссера Андрюса Даряла по пьесе Марюса Ивашкявичюса. А 5 марта в Театральном центре имени Мейерхольда представили постановку Национального драматического театра Литвы «Хаос» по произведению финского автора Мики Миллиахо.

Мика Миллиахо - один из самых известных современных финских режиссеров, новатор театра. Его пьесы отличаются яркой социальной проблематикой. Сам автор характеризует «Хаос» как черную трагикомедию о рутине в жизни трех современных женщин. «Если его пьеса "Паника" посвящена мужскому нервному срыву, то "Хаос" – женскому. Хотя в "Панике" мужчины все время плачут и анализируют, a в "Хаосе" дамы машут кулаками и лезут на амбразуру», - говорит режиссер спектакля Яна Росс.

На грани нервного срыва в черном пространстве сцены и в безликой кофейне оказываются три женщины – учительница младших классов София, психотерапевт Юлия и журналистка Эмми. «Хаос» привносит на театральную сцену кинематографические флешбэки – действие пьесы перескакивает из настоящего в прошлое. Режиссер Яна Росс уверена, что это оправдано задачей драматурга: «Миллиахо рисует сиюминутность посткризисного современного мира, доказывая, что материальный кризис находится в прямой зависимости от кризиса духовного. Современный человек настолько согнулся под весом каждодневых мелких проблем, что взгляд на мир его сузился почти до полной слепоты».

Героини стремятся держать свою жизнь под контролем, но при этом балансируют на тонкой грани психологического кризиса и вспышек агрессии. Каждая из них бежит по замкнутому кругу. Журналистка Эмми (Тома Вашкевичюте) в разводе, ей приходится много работать, она вынуждена брать свою маленькую дочь на службу. Усталость не проходит, ее подруга, психотерапевт Юлия, выписывает ей таблетки. Работа, таблетки, проблемы, алкоголь – Эмми лишают родительских прав. У врачевателя человеческих душ Юлии (Риманте Валюкайте) тоже не все ладно: ей приходится уйти из клиники из-за романа с пациентом. Она – без работы, у него – раздвоение личности. Директор школы, где работает София (Даля Михелевичуте), сообщает ей по секрету, что школу собираются закрывать, но перед этим все-таки надо отметить столетие и ей, Софии предстоит произнести речь… Героиням приходится пройти через множество трагикомических ситуаций, но, в конце концов, их жизнь налаживается. Трем героиням удается преодолеть жизненный хаос, внутренний и внешний, вопреки всему.

Собственно, «женской драме», чем бы она ни являлась, оказался посвящен круглый стол, проведенный в рамках программы на следующий день, 6 марта. «Женская драма: право на вопрос» - такая тема была предложена для беседы. Ведь восемь из десяти молодых драматургов в странах так называемого «балтийского круга» (Baltic Circle) – женщины.

В рамках программы «Новая пьеса» будут не только показаны экспериментальные постановки, но и пройдут творческие лаборатории для профессионалов – в Театре.doc обсудят документальный театр, то, как попавший на сцену документ меняет сознание зрителя. Зрителей же ждут экспериментальные спектакли в самых разных жанрах. Программа «Новая пьеса» продлится до 11 марта, когда своеобразный итог подведет «Конкурс конкурсов». Конкурс с таким громким названием опирается на шорт-листы важнейших конкурсов и премий русскоязычной драматургии – от «Евразии» до «Любимовки». Собрав десятку «лучших из лучших» в рамках программы «Новая пьеса», организаторы предложили жюри представительному жюри (в него вошли Константин Богомолов, Борис Куприянов, Александр Расторгуев, Дмитрий Ренанский, Алена Солнцева) назвать самую актуальную работу. 

Все материалы темы «Национальный театральный фестиваль "Золотая маска" - 2012»>>>