30.12.2005 | 17:25

Выставка старинной фотографии

Самые первые фотографии на серебряных пластинах назывались "дагеротипы". Именно их можно увидеть в галерее " Феникс" на выставке старинной фотографии. Это своеобразный экскурс в историю фотоискусства Царской России. В экспозиции выставлены и миниатюрная фотография – "шесть на девять", получившая название визитки, а также портреты военных и светских красавиц-дворянок. Рассказывает корреспондент "Новостей культуры".

Журналист и фотограф Анатолий Панфиль- коллекционер с тридцатилетним стажем. В его архиве - больше тысячи фотораритетов. В XIX веке удовольствие это не из дешевых. Одна черно-белая фотография стоила три рубля серебром. На эти деньги можно купить барана. Позволить себе такую роскошь могли только дворяне и великосветские красавицы. На одну постановочную фотографию уходило не меньше часа. Самые популярные в XIX веке - визитки. Дешевые в изготовлении - удобные в использовании. Вся Европа пользовалась гениальным изобретением французского фотографа Дизадери.

Анатолий Панфиль, коллекционер: "… 4 объектива снимал на одну пластину…получалось сразу 4 фотографии".

Визитки коллекционировали и дарили. Их использовали как открытки.

Кабинетная и будуарная фотографии – страсть чиновников и светских дам. Эти снимки можно повесить на стену или поставить в рамке на стол. Профессия фотографа вне конкуренции. Она уникальна. Владельцы первых фотоателье в России - французы, немцы, англичане. У каждого мастера свое клеймо. Их ставили на обратной стороне карточки. Многие фотографы еще и художники. Каждый специализировался на определенной теме. Модно и прибыльно снимать свадьбы, портреты в интерьере, детей. И, конечно, военных. Виктор Штульман сам в прошлом офицер. Дослужился до капитана, но страсть к коллекционированию перевесила военную карьеру. Вначале собирал книги, монеты, значки, потом фотографии. Приоритеты отдает людям в военной форме.

В начале XX века отправить домой такую фотографию для солдата считалось престижным. Поэтому у фотографов всегда наготове необходимый реквизит. Это всего лишь часть огромной коллекции Виктора Штульмана и Анатолия Панфиля. Но и по ней можно проследить историю фотографии в царской России.