09.03.2012 | 12:42

"Датское кружево" в Павловске

Павловский дворец украсило «Датское кружево». Все экспонаты для выставки прибыли из городка Тендер, где этот вид декоративно-прикладного искусства считается традиционным. Представлены фотографии, коклюшки, кружева, сплетенные мастерицами в XVIII веке. И современные ювелирные изделия, созданные по старинным ажурным мотивам. Рассказывают «Новости культуры».

Так выглядит кружево 21 века - ожерелье и браслет сделаны из золота и серебра. Чтобы их создать, знаменитый ювелир Дании Грю Виндберг изучила старинную технику кружевоплетения.

«Те, кто плели кружева, были очень профессиональными, – рассказывает куратор выставки Ингер Лауридсен. – Это выглядит больше как искусство, а не просто как работа, и для меня как для историка интересно, как они умели это сочетать».

В XVI веке власти Дании решили помочь крестьянкам с дополнительным заработком в зимнее время. Из Италии, где кружево уже было в моде, стали приглашать учителей. Если рисунок был сложный, женщины могла использовать одновременно до 400 коклюшек. За день кружевница могла сплести лишь 5 сантиметров ажурной ленты.

Между свечой и рабочим местом подвешивались колба с водой. Свет преломлялся и усиливалась освещенность того участка, который нужен был работнице.

Работали кружевницы с утра до вечера, до тех пор пока их глаз мог различить рисунок на пергаменте. Нити мастерицы получали от торговцев, они же давали образец с рисунком и назначали срок сдачи изделия. Готовое кружево купцы мерили локтями, и только тогда расплачивались с кружевницами.

В такой сумке у продавца всегда была складная книга с образцами, линейка и готовое кружево, намотанное на гладкий кусок дерева. В такие путешествия торговцы отправлялись всего лишь два раза в год. Поэтому если кто-то заказывал себе кружево, допустим, осенью, то доставлялось оно - только весной.

Особенно популярным кружево стало в XVIII веке, в эпоху рококо. Позволить себе кружевные шляпки, манжеты и воротники могли только богатые люди.

«Мужчины в то время носили кружева еще больше чем дамы, – рассказывает куратор выставки Наталья Вершинина. – У них были кружевные воротники, манжеты, кружевом отделывали даже обувь. Вот эти отвороты сапог тоже украшали кружевными воланами, и не в один ряд».

Это платье с кружевом принадлежало российской императрице Марии Федоровне. Оно из коллекции Павловского дворца. Как и эти вологодские кружевные воротники XVIII века. Куратор выставки Ингер Лауридсен призналась, что ей интересна история русского кружева. Но даже в Вологде, в столице русского кружевоплетения, Ингер не смогла найти такие редкие образцы, какие хранятся в фондах музея в Павловске.