11.01.2006 | 18:26

Произведения, написанные для одинаковых инструментов

В программе фестиваля "Возвращение" - произведения, написанные для одинаковых инструментов. Долго выбирая название для подобной программы, музыканты остановились на слове "монотония". Итак, все произведения этого концерта – "монотонны", но вовсе не "скучны". Они однозвучны, так как на сцене одновременно находятся несколько виолончелей, фаготов, скрипок, гитар. В произведениях Губайдулиной, Телемана, Моцарта и Гильота, а также истоках слова "монотония" разбиралась корреспондент "Новостей культуры".

Монотония. Моно – один, тонос – удар. Или в буквальном смысле – однообразные удары. Если обратиться к словарям - монотония – это функциональное состояние человека, которое возникает при однообразной работе и характеризуется неким гипнотическим состоянием, снижением активности и потерей интереса к работе. Что ж? Все то же самое мы можем наблюдать и на этом концерте.

Гипнотическое состояние при прослушивании однообразных ударов… Снижение двигательной активности, так как все обращено в слух…И несомненная потеря интереса к работе. Да и может ли кто-либо думать о работе, когда на сцене происходит такое…

Термин кватернион София Губайдулина заимствовала из математики. Она назвала так это произведение, подчеркивая четверо-единство ансамбля. Легко представляется одна виолончель, на которой играют четырьмя смычками. Или сорока наперстками…

Вот она – настоящая монотония… Хотя кому-то это может напомнить обыкновенный вечер выпускников струнного факультета.

Дмитрий Булгаков, художественный руководитель фестиваля: "Есть в этом концерте что-то от таких, знаете, классных вечеров… Но в каком – то таком веселом смысле слова. Просто за 9 лет фестиваля накопилось очень много ансамблей, которые мы хотели бы сыграть и которые подходят вот под эту тему, где на одной сцене находится много одинаковых инструментов".

Одинаковых по форме и разных по содержанию. Иначе монотония рискует перерасти в монотонность.