11.03.2012 | 10:49

Спектакль театра "Ильхом" на фестивале "Золотая маска"

Фестиваль «Золотая маска» набирает обороты. В столичном Центре Мейерхольда, в рамках программы «Новая пьеса», свой спектакль представил ташкентский театр «Ильхом». Название постановки звучит по-восточному неопределенно - «Плюс-минус двадцать». Речь идет о двух десятках лет, которые прошли после распада СССР. Где-то там, в этом временном промежутке, и затерялись настоящие истории, собранные авторами документального театрального проекта. Рассказывают «Новости культуры».  

Отцы и дети в ставшей новой – независимой – стране. Собирать документальный материал режиссеру Борису Гафурову помогали московские драматурги – Александра Денисова, Талгат Баталов и Екатерина Бондаренко. Две недели они путешествовали по четырем городам Узбекистана – Хива, Ургенч, Самарканд, Бухара. Их жители и стали героями спектакля.

«Тема отъезда – многие люди, которые живут и продолжают жить, волей неволей задумываются, а стоит ли оставаться», - говорит художественный руководитель театра «Ильхом» Борис Гафуров.

Житель Ферганы вспоминает, как жил на улице Щорса. Там было 28 домов, в которых жили люди разных национальностей.

Спектакль, как исповедь. Это монологи нынешних и бывших жителей страны. Кто-то из них вспоминает, как посещал летние кинотеатры, как вместе с соседями сажал по местной традиции между участками общие грядки, а кто-то говорит об эмиграции своих детей и внуков. У героини Ольги Володиной они разъехались сразу после объявления суверенитета.

«Все разъехались - одна одинока, вроде сын и внуки есть, а человек не удел, и она живет воспоминаниями, как было раньше», - рассказывает заслуженная артистка Республики Узбекистан Ольга Володина.

Узбек и русский, кореянка и девушка из курдского рода – неважно, кто какой национальности, их в Узбекистане более 140. Это история, как говорят авторы спектакля, не только одного отдельно взятого государства. Ведь проблемы всем знакомые: человеческие взаимоотношения, традиции, миграция и патриотизм. Вот только елки, обозначенные на декорациях, отсылают именно в столицу Узбекистана.

«Часть улицы Ташкента выглядит вот так. Идет строительство города, и все стройки украшены баннерами с елочками. Почему это именно елки? Я не знаю, но мы хотели, чтобы попадая в театр, зритель попал на улицы родного Ташкента», - объясняет Борис Гафуров.

Основанный еще в брежневские времена режиссером Марком Вайлем независимый театр «Ильхом» тут же прославился своим неформальным подходом к любому материалу. В его репертуаре была и клоунада, и острые политические спектакли, и итальянские комедии дель арте. Теперь – документальная история о реальных людях. Страны, которая была, и страны, которая есть сейчас.

Все материалы темы «Национальный театральный фестиваль "Золотая маска" - 2012»>>>