18.01.2006 | 19:37

Выставка икон из Рыбинского художественного музея-заповедника

Сегодня – в Крещенский сочельник патриарх Алексий Второй совершил в Храме Христа Спасителя чин Великого освящения воды. И именно сегодня - в канун праздника Крещения в Москве открылась выставка икон из Рыбинского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В его уникальной коллекции - около 500 икон. Однако в музее до сих пор нет выставочного зала для древнерусской живописи – поэтому все иконы хранятся в запасниках. Выставка в столице – редкая возможность продемонстрировать эти сокровища зрителям. "Новости культуры" из галереи Зураба Церетели.

Рыбинский художественный музей привез лучшие образцы древнерусской живописи из своего собрания. Своеобразие коллекции в том, что здесь слились две совершенно разных традиции - радостной, светлой, аристократической, московской и строгой, аскетичной, монастырской. Икон шестнадцатого века всего четыре, и все они представлены на выставке. Иконы попадали в музей по-разному. Часть поступила из усадьбы Петровское, принадлежавшее дворянам Михалковым, часть - из Юкской пустыни под Рыбинском. Шесть икон были привезены из церкви в Малоге, которая была затоплена во время строительства Рыбинского водохранилища. Иконы из Крестовоздвиженской церкви этого города отличались особым очарованием, и искусствоведы назвали их "Цикл видений и чудес".

Анна Рындина, доктор искусствоведения: "Светлый мир, чудная архитектура, мотивы чудес, которые воспринимаются как некие земные деяния, они поражают большим обаянием".

Лучше всего представлен XVIII век- иконы, выполненные в стиле барокко. Гордостью коллекции стала местная, романовская школа письма, получившая название от города Романов-Борисоглебск.

Ирина Хохлова, куратор выставки(Рыбинск): "И там, в последней трети XVIII века- начале XIX жили целые большие династии иконописцев- староверов, которые сохранили традиции XVII века, царских изографов и претворили в своеобразный стиль мажорный, праздничный, звучный".

Конечно, романовская школа требует дальнейшего изучения, ведь после революции часть икон пропала, и их судьба неизвестна. Да и сама коллекция древнерусской живописи Рыбинского музея изучена лишь на 70 процентов. Возможно, здесь еще будут открытия.