23.01.2006 | 21:10

Спектакль "Зятья Гэргэри" - это история сватовства у православных татар

Музыкальная драма, комедия и даже театральный роман. Спектакли разных жанров показал в Москве Татарский академический театр имени Камала. Завершая гастроли, артисты из Казани представили весьма необычную и очень популярную у зрителей постановку. "Зятья Гэргэри" - это история сватовства у православных татар. На спектакле побывала корреспондент "Новостей культуры".

"Мы пришли, чтобы оторвать рога твоей черной корове, мы пришли, чтобы оторвать дитя от матери родной". С таких угроз начинается церемония сватовства у керешен – крещеных татар. Но родители девицы на выданье оторвать от себя родное дитя так просто не позволяют. Сначала жених должен показать себя во всей красе – спеть, сплясать, эффектно подраться – словом, доказать – я батыр – что надо. Традиции сватовства православных татар и легли в основу комедии "Зятья Гэргэри".

Наиль Дунаев, народный артист Татарстана, исполнитель роли Гэргэри: "Вот именно этого малого народа, их немного. У них обычаи, песни, обряды – все из поколения веков они сохранили".

У Урины – кавалеров несколько – конкуренция повышается. Поэтому отец устраивает этакий турнир. Один – козыряет силой, другой – голосом, третий – нетипичными для деревни современными танцами.

Назиба Иксанова в спектакле играет старейшую женщину в деревне. Поговаривают, что ей 210 лет. Ноги уже не носят, зато все традиции помнит – поэтому она главная сваха. Работая над ролью, Назиба изучила все особенности костюма. Каждая деталь в нем не случайна.

Назиба Иксанова, народная артистка Татарстана и России: "Это листья – у них есть "жапраг-байрам" - это праздник листьев, отдельный от нас праздник. И вот это – символ вечно-зеленой жизни".

Материал, на котором основана пьеса, автор Туфан Миннуллин собирал по деревням, где живут крещеные татары – записывал песни и приговоры, изучал особенности костюма и говора. Спектакль идет уже много лет, и каждый раз – в зале аншлаг. Удача, по мнению его создателей, в том, что в легкой комедийной форме зрителям, большинство из которых татары-мусульмане, открывается другой мир. Но это тоже мир их народа.


Спектакль "Черная бурка" показал в Москве театр имени Камала

Спектакль "Казанское полотенце" открыл гастроли театра имени Камала в Москве