11.03.2012 | 19:44

В Москве прошел фестиваль "Мастера ханга со всей Европы"

Этот ударный инструмент не продается в магазинах – его можно только заказать в швейцарском Берне, где он и был сконструирован 12 лет назад. Ханг – в переводе с бернского диалекта немецкого языка означает «рука». Этот стальной барабан появился на свет в результате тщательного изучения самых разных перкуссионных инструментов со всего света – гонгов, колокольчиков, музыкальной пилы… Поэтому в звучании ханга можно услышать любой из них, что и доказали участники международного фестиваля, который прошел в Москве. Рассказывают «Новости культуры».


Форма инструмента уже придает ему загадочность. Одним он напоминает ультрасовременную кастрюлю, другим космический корабль. Возможно поэтому «ханг» – так называется этот инструмент, именуют звуковой скульптурой. В мире их всего менее 10 тысяч и каждый сделан вручную.

«Люди очень хотели его найти, послушать где-то, а в России нигде нельзя было его увидеть, послушать, прикоснуться, – рассказывает организатор фестиваля Олег Зеге. – Абсолютно нигде. И вот мы решили первыми сделать, подарить людям такое счастье».

На фестиваль, который отмечает свою вторую годовщину, пригласили виртуозов из Европы. Звучание ханга дополняют индийская флейта – бансури и турецкий духовой инструмент – кавал. Мелодию, навеянную на острове близ Камбоджи, играют Давид и Владисвар – дуэт из Германии. Они привезли программу, подготовленную специально для России.

«Импровизация будет тоже, но она будет на основе уже сочиненного материала», – рассказывает Владисвар Надишана. – Это такой сет, в который включается очень много разных инструментов. Мы не ограничиваемся только хангом, хотя ханг – это основа всей музыки, основа проекта».

Ханг – потомок стилпана – стального барабана, изобретенного в прошлом веке в Тринидад и Тобаго. 12 лет назад швейцарцы его преобразовали.

«Заменили игру палочками на игру руками и немножко приложили к искусству науку и сделали возможным звучание без металлического призвука», – рассказывает создатель звуковых скульптур Виктор Левинсон.

Чтобы играть на ханге, не обязательно быть профессиональным музыкантом, главное чувствовать музыку.

Создатели не придумали никаких правил игры. Заставить ханг петь можно разными способами. Кончиками пальцев, ногтями или всей ладонью. Одни сравнивают звучание ханга со звоном колоколов, другим оно напоминает арфу. А музыканты признаются, играя на этом инструменте, они обретают свободу. Словно погружаются в некое комфортное пространство, уходя от ежедневной суеты.