12.03.2012 | 11:20

Сегодня в Малом театре начинается Фестиваль союза театров Европы

Формирование единого культурного пространства – такую задачу ставит перед собой Фестиваль Союза театров Европы, объединяющий двадцать два театра из 14 стран. Ежегодно он проводится на сцене одного из членов этого престижного театрального клуба. В этом году фестивальной площадкой стал столичный Малый театр. Организаторы не ограничиваются показом спектаклей, в рамках смотра проходят мастер-классы ведущих режиссеров и выставки сценографов. Рассказывают «Новости культуры».

Не фестиваль – словно чемпионат Европы по театральному искусству. Участников немного – всего шесть постановок из пяти стран, но все – проверенные фестивальные бойцы. Первыми на этой сцене осваиваются актеры театра «Габима» – старейшего репертуарного в Израиле. Евгения Додина на репетицию спешит прямо из аэропорта. Выпускница ГИТИСа, она работала в театре Маяковского, снималась у Петра Фоменко. В 90-м уехала в Израиль. Там теперь едва ли не главная театральная звезда. Но признается: всегда хотела выйти именно на эту историческую сцену Малого театра.

«Я была только по ту сторону рампы – сидела в зрительном зале, – говорит Евгения Додина. – Вообще – ужасно волнительно, конечно».

Первый фестивальный спектакль – «Железная дорога в Дамаск», как безжалостный урок истории. Хайфа, 42-й год, жестокие политические игры, проигрывают в которых обычные люди. В центре – история эмигрантки из России – Сары. Любовь, предательство, неразрешимые до сих пор политические конфликты. Спектакль интернациональный, в нем говорят на четырех языках – иврите, английском, арабском и русском.

«В кульминационный момент спектакля Евгения Додина произнесет монолог на русском – здесь на сцене Малого театра, в центре Москвы, – рассказывает художественный руководитель Национального театра Израиля «Габима» Илан Ронен. – Это мы придумали специально для российской публики, это наш эксперимент. Нам очень интересна реакция ваших зрителей».

Визитная карточка театра «Габима» – спектакль «Дибук». Он поставлен был Евгением Вахтанговым еще в начале прошлого века. На фестивале в Москве «Дибука» по пьесе Семена Ан-ского тоже покажут. Только другая труппа – Национального театра Северной Греции. Спектакль режиссера Сотириса Хатзакиса мистический, больше похожий на шаманский обряд. Критики, конечно, предупреждают: с легендарной постановкой Вахтангова греческий «Дибук» имеет мало общего.

«Здесь спектакль двоих, значит, мы будем с интересом его ожидать хотя бы уже потому, что эти люди, эти исполнители должны будет заполнить пространство этой притчи – трагической – о любви, о переселении душ», – говорит театральный критик Вера Максимова.

На этом первом московском фестивале, конечно, будут русские мотивы. За них «отвечает» театр из Бухареста «Буландра». Режиссер Александру Дарие покажет на сцене Малого своего абсурдного Достоевского – инсценировку повести «Село Степанчиково и его обитатели». В румынском колорите предстанет и чеховский «Иванов». Новая работа Андрея Щербана – американского режиссера румынского происхождения, любителя по-голливудски взглянуть на русскую классику.

«Мы попытались рассказать жесткую историю о жизни, отчаянии и смерти, – говорит Андрей Щербан. – Вместе с тем мы хотим, чтобы зрители уходили с чувством надежды и самоуверенности, потому что театр все-таки не должен погружать зрителей в бездну человеческого горя и печали. Этого достаточно и в жизни».

Но концовка этого фестиваля будет немецко-итальянской. Два театра с Аппенин в Москве представят постановки по Бертольду Брехту. Театр Эмилия Романья привезет «Карьеру Артуро Уи». А финальный аккорд обещает быть самым громким. «Пикколо театро ди Милано» и режиссер Лука Ронкони покажут одну из самых громких европейских премьер этого сезона – «Святую Иоанну скотобоен».