02.02.2006 | 15:00

Прозрачная живопись на стекле

Живопись на стекле традиционна для Украины. В конце девятнадцатого – начале двадцатого каждую хату непременно украшала стеклянная декоративная "малевка", а деревенские церкви – расписанные по стеклу иконы. В начале двадцать первого века традицию взялась возродить днепропетровская художница Лариса Сизова. Сегодня во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась ее персональная выставка.

"Мне важен не столько цвет, сколько свет", – объясняет художница. Пятнадцать лет назад Лариса Сизова увидела старинные украинские иконы на стекле и сразу поняла: это ее материал: "В селах рисовали эти иконы, потому что на дереве дорого было, местные богомазы рисовали иконы на стекле, потом появились какие-то сюжетные – которые показывают сельскую жизнь, какие-то отношения трогательные".

Примерно такой же путь прошла и Лариса Сизова. Ее первый – самый большой цикл – религиозный. Иконописных канонов художница не придерживалась, просто пыталась переосмыслить библейские образы и даже придумывала свои сюжеты. Часто лики Богоматери и Христа возникали на стеклянных полотнах почти случайно.

С рождением сына тема материнства все больше занимает художницу: "После того, как я окунулась в какие-то более житейские проблемы – я нашла какую-то поэзию в этом, это все очень связано, важно". Теперь главными героями ее стеклянных картин стали мужчина и женщина. Они сопереживают, влюбляются и страдают. Минимум деталей, главное, что каждая картина – это особое эмоциональное состояние. Лариса Сизова передает его цветом: насыщенный красный означает радость, синий – тревогу и скорбь. А в последних работах художница использует еще и фольгу. "Хочу, чтобы мои картины сияли", – объясняет она.