03.02.2006 | 15:06

Круглый стол "Полвека оттепели"

Что же это было за особое явление в истории отечественного кинематографа – оттепель? В какие хронологические рамки можно поместить всю новую эстетику и новое содержание картин послевоенного периода? Началась ли оттепель в отечественном кинематографе с 20-го съезда, или гораздо раньше, еще при жизни Иосифа Сталина? Все эти вопросы минувшим вечером задали друг другу киноведы, кинокритики и режиссеры, участвующие в фестивале архивного кино "Белые столбы".

Результатом круглого стола на тему "Полвека оттепели" стали неоднозначные ответы и различные трактовки кинематографа оттепели – явления, которое нельзя объяснить просто перечислением картин таких режиссеров как Калатозов, Чухрай, Хуциев, Венгеров, Наумов и Тарковский.

Марлен Хуциев: "Это потом вошли в жизнь стереотипы – хрущевская оттепель. Оттепель – слово пришло после книги Эренбурга. А почему мы ограничиваемся кинематографом? А когда было написано "В окопах Сталинграда"? Ведь это все по эстетике оттуда. Просто тогда картин не было, не на что было снимать картины!".

На фестивале архивного кино также продемонстрировали эскиз – отрывки из нового фильма Марлена Хуциева "Невечерняя" Картина еще не готова, два прошедших года кинорежиссер работал над ее созданием в Крыму. По разным причинам работа над фильмом постоянно прерывалась – от комментария Марлен Хуциев пока воздерживается, говоря про свое новое творение только одно: "Я хотел бы, что бы вы поверили, что эти люди на самом деле существовали". "Эти люди" - это Чехов, который гуляет по набережной Ялты, Толстой, которого возят по Ялте на коляске, Горький, который разговаривает с Толстым и Чеховым.