07.02.2006 | 13:14

Практичное искусство: Пушкинский музей представляет историю шпалер

Музей изобразительных искусств имени Пушкина обладает богатейшей коллекцией западноевропейских шпалер, но их выставочную жизнь насыщенной не назовешь. Причины тривиальные: из-за больших размеров шпалеры трудно размещать в экспозиции. Поэтому выставка, открывшаяся накануне, не просто очередное собрание раритетов.

"Западноевропейская шпалера XVI – XX веков" - это 27 работ, сотканных вручную и на мануфактурах. В том числе и завершенная лишь год назад шпалера художника-авангардиста Гриши Брускина. Впервые искусство шпалеры так полно представлено в Музее имени Пушкина, тем более, что такие выставки настоящая редкость даже для крупнейших музеев мира. Дело в том, что старинные шпалеры очень плохо сохранились. Украшая дома и замки, они висели под палящим солнцем, часто при высокой влажности. Шпалеры переносили из комнаты в комнату, а чтобы вписать их в новое пространство, тканые картины резали на куски. Открытию выставки предшествовала колоссальная работа реставраторов.

И все равно это была лишь минимальная часть необходимых работ, косметический ремонт. На то, чтобы отреставрировать шпалеры полностью, могли бы уйти даже не годы – десятилетия.

Елена Пильник, куратор выставки, рассказывает: "Шпалеры были наиболее престижным элементом декора. Стены замков были холодными, а они спасали от сквозняков. Это был очень практичный вид искусства".

Воссозданные в деталях сюжеты Ветхого завета, сцены из крестьянской жизни, многочисленные аллегории: вот монархи и библейские герои на тонущем корабле просят Бога о спасении, а рядом на маленьком суденышке плывет Надежда. А веселый пир, изображенный на другой шпалере должен был напоминать ее владельцу о бренности земной жизни.

Автор современной шпалеры, американский "андеграундный художник Гриша Брускин" (так он сам подписывает свои работы) тоже не прочь поиграть с символами: "Эта шпалера – комментарий к Книге. С большой буквы. Эта шпалера связана с миром книги, она имеет форму текста, страниц из книги". Шпалера Брускина под названием "Алефбет" своей концепцией напоминает его же "Фундаментальный лексикон", знаменитую работу конца 80-х, аллегорию советского образа мыслей. На этот раз многочисленные символы Брускин дополнил текстом на иврите из книги XVIII века. Над своей шпалерой он работал два с половиной года, по 6 дней в неделю. Авторская шпалера сегодня редкость. Это по-прежнему слишком трудоемкая и дорогая работа.