07.02.2006 | 16:25

Век Олега Антонова

100 лет со дня рождения легендарного авиаконструктора и экстраординарного человека Олега Антонова сегодня отмечают ученые, авиаторы и все, кто неравнодушен к преодолению земного притяжения. Самолеты Антонова подняли отечественную авиацию.

Сегодня уже можно говорить не стесняясь: Герой Социалистического труда по происхождению дворянин. Его прадед был декабристом, близким к Рылееву и поэту Волкову, а дед был связан с передовыми художниками своего времени.

Конструкторское бюро Антонова создавалось на Украине, поэтому все реликвии семьи, личные вещи, коллекция картин и, конечно же, музей самолетов оказались за рубежом. В Москве остались лишь крупицы того, что связано с именем легендарного авиаконструктора. Их удалось обнаружить в Центральном доме авиации и космонавтики и научной библиотеке Политехнического музея.

Всего 57 фотографий конструктора и его изобретений удалось разыскать сотрудникам Центрального дома авиации и космонавтики. Что-то одолжили в КБ "Яковлева", где Антонов работал до и после войны, и откуда он ушел в самостоятельное плавание. Аметист Егерев, зам. начальника Отдела по НИИР Центрального Дома авиации и космонавтики: "Это очень своеобразный конструктор. Он сперва начал свою деятельность с планеров. Все лучшие планеры нашей родины были созданы Олегом Константиновичем. Он очень оригинальный человек был сам по себе: свой стол рабочий сам проектировал – это не каждый может. Сесть за письменный стол… Нет, он специально создал такой, который ему удобно было как конструктору работать".

Наверное, за этим столом Антонов работал, когда в 1960 году ему поручили разработать "секретное изделие 100". Проект обернулся созданием Ан-22, "Антей" - это самый большой по тем временам самолет. На выставке есть настоящий раритет – макет "Антея", который сам авиаконструктор подарил Дому авиации.

"Если бы я не стал конструктором, то стал бы художником", — признался однажды Антонов. В тонкостях разбиравшийся в живописи, он считал, что в "авиации особенно заметна связь между техническим совершенством и красотой". На выставке можно увидеть живописные полотна авиаконструктора, многие из них находятся в музейных и частных собраниях. "Декоративное искусство СССР. 1962 год" – в этом издании есть уникальная статья Олега Антонова под названием "Самолет и эстетика".

Библиотека Политехнического музея к юбилею авиаконструктора подготовила выставку его работ, книг о нем и его изобретениях. Здесь сохранились статьи Антонова, изданные еще в тридцатые годы, когда он работал рядовым инженером. Главный экспонат выставки – первый и самый известный самолет Ан-2. Машина уникальная – она кое-где летает до сих пор, хотя производство это модели началось в 1947 году. Удивительный самолет работает при температуре от минус 50 до плюс 50, а для взлета и посадки нужно всего 100 метров.

"Молодость – это не мера времени и лет, это мера душевного потенциала" - утверждал Антонов. А все, кто знал его лично, утверждают, что Олег Константинович так и не постарел, как не стареют его идеи и его самолеты.