08.02.2006 | 12:47

Бетховен без роговых очков

Романтичное и красивое имя "Оркестрион" носит бывший кинотеатр "Черемушки", который расположен довольно далеко от центра столицы. Тем не менее, меломаны стремятся в Черемушки, потому что именно в "Оркестрионе" проводит свои "Бетховенские академии" Михаил Плетнев – во времена Бетховена академиями называли… концерты. На нынешней академии Российским Национальным оркестром дирижировал Кристиан Ганш. За роялем – Михаил Плетнев.

Михаил Плетнев – в отличие от большинства музыкантов – не стремится открывать публике новые имена или неизвестные страницы признанных классиков. Более того, он проповедует идею, которая многим кажется крамольной: играть только лучшую музыку. Поэтому в течение двух ближайших лет – на репетиционной базе Российского национального оркестра в "Оркестрионе" он исполнит все симфонии и сонаты Бетховена. О том, что это будет настоящим событием в культурной жизни не только России, но и мира, говорит тот факт, что самая крупная звукозаписывающая компания "Дойче граммофон" сделает запись оркестра Плетнева: симфонии будут записаны в Москве, а концерты – в Бонне, на родине композитора.

Дирижер из Германии Кристиан Ганш специализируется на исполнении музыки Бетховена. И забывает, как нужно его играть перед каждым концертом с Михаилом Плетневым: "Если я не забуду, у нас ничего не получится, -открывает секрет дирижер. – В музыке плетневского Бетховена слышишь совсем другой контекст, чем у других. И я должен быть абсолютно свободным и открытым, чтобы с ним играть".

Плетнев работает монографично. Год, который во всем мире именуется годом Моцарта, Плетнев объявил годом Бетховена. Концерты – на манер времен самого Бетховена – он назвал академиями. И в течение года он играет все симфонии и концерты композитора. Пять концертов за три февральских вечера. Только ленивый не сравнил это с рекордом – по-другому не назовешь – Бориса Березовского, также сыгравшего все концерты Бетховена, но за один вечер. Однако в случае с Плетневым слово рекорд употреблять нельзя. Здесь свои, сугубо музыкальные критерии, которые оценили и в самой крупной звукозаписывающей компании мира.

До этого года записи Бетховена на "Дойче граммофон" делали только немецкие оркестры под руководством немецких дирижеров. На этот раз традиция была нарушена. Русский Бетховен показался немецким продюсерам более убедительным и более интересным, чем немецкий. Самому Михаилу Плетневу этот выбор не кажется парадоксальным. Он слышал Бетховена в исполнении многих оркестров, в том числе и немецких. И составил себе такое мнение: "На мой взгляд, они скучновато играют. Бетховен – это один из самых свободных людей по духу в истории музыки. Когда я слышу Бетховена в исполнении немецких оркестров, он мне представляется человеком в роговых очках".

"В Бетховене нельзя видеть только ноты, Бетховен – это прежде всего дух", - говорит Михаил Плетнев. И это мнение авторитетное, поскольку исполнительский стиль Плетнева давно уже признан безупречным.

И понятно, почему признанный мастер исполнения Бетховена – Кристиан Ганш – готов снова и снова пересматривать партитуру Бетховена. Как в первый раз.