03.10.2012 | 15:59

"Магия иранского искусства" - на выставке в Музее современной истории России

Около шести сотен предметов в разных жанрах и техниках представлены на выставке «Магия иранского искусства», которая открылась в Государственном центральном музее современной истории России. Многовековые национальные традиции представляют мастера мозаики и резьбы, чеканки и ткачества. Рассказывают «Новости культуры».

Изящество и прочность – два главных постулата иранских мастеров. Неспешные, верные своим традициям, они привычно воспевают все то, чему научились у своих предшественников.

«В рамках выставки предполагается, что мастера будут на ней работать и показывать все свои умения, все техники, которыми они владеют более 8 тысяч лет, потому что многие техники, которые представлены, традиционны для искусства Ирана уже несколько тысячелетий», – говорит ведущий научный сотрудник Государственного центрального музея современной истории России Наталья Карлюченко.

Художник по эмали демонстрирует устойчивость его изделий к внешним воздействиям. Медная расписанная посуда подвергается выдержке то в почти кипящей воде, то в раскаленной печи. Голам-али Фейзоллахи рассказывает: при изготовлении большого блюда он ежедневно закалял его в печи на протяжении полугода.

«Такая посуда не бьется и не царапается. Годится для использования и в духовке, и в холодильнике. И поскольку она вечная, то и искусство росписи по эмали, оно называется мина, тоже вечно», – поясняет мастер.

Будь то кубки и вазы, обработанные лучшей в мире иранской бирюзой, или инкрустация, любое прикладное творчество витиевато и утонченно. Но исключительно консервативно в сюжетах. Это могут быть фрагменты из эпоса «Шахнаме», всадники на охоте или в бою, сцены похода царя Дария или иллюстрации изречений Омара Хайяма. Эти сюжеты так же присущи современному иранскому искусству, как и персидская каллиграфия.

«Я занимаюсь арабской каллиграфией уже 50 лет. Это локальное искусство, оно родилось в Персии. Все эти годы я езжу с выставками по всему миру и стремлюсь донести до каждого общечеловеческие истины, заключенные в словах Корана», – подчеркивает художник Джалиль Расули.

В уголке демонстрируют искусство каламкара – это печать на хлопке. Еще с XVI века персы деревянными штампами так наносили краски на ткань. Обработанная дубящими веществами материя не изнашивается годами и легко стирается. Рисунки, после нанесения обработанные паром, не тускнеют – краски рассчитаны на яркое солнце Персии. При внимательном рассмотрении главным персидским узором оказываются не арабески и цветочные орнаменты, а «огурцы», которые так популярны в русском народном искусстве.