09.02.2006 | 19:19

Его Шостаковича украл Мравинский...

Артиллерист-разведчик, помощник режиссера в Театре Сатиры, художник по костюмам и автор декораций. Такой путь прошел Юрий Могилевский прежде чем стал тем самым Могилевским – автором знаменитого портрета Маяковского, который украшает здание театра, автором эскизов керамики. Художник не был избалован выставками при жизни. В его домашнем архиве – сотни линогравюр, которые никогда не видели свет. Небольшая их часть – на выставке, которая открылась в галерее "На Каширке".

Редкий случай – эскизы, зарисовки, которые не поместились в основной экспозиции, показывает супруга Юрия Могилевского, рассказывает подробности, которые можно узнать только от очевидца событий. Судьба практически каждой работы Могилевского – история непростая. Один из первых опытов художника – знаменитая афиша к постановке Марка Захарова "Карьера Артуро Уи". Худсовет был шокирован: "Что это, похоже на Гитлера? Коричневый цвет – это что, фашизм? Тогда как он специально?".

В архиве художника много портретов. Для Беллы Ахмадулиной он выбрал необычный фон – угол комнаты, который подчеркивал уязвимость и застенчивость ее натуры. Триада Марсо-Чаплин-Райкин сложилась стихийно. Ее напечатали небольшим тиражом.

Могилевский обожал творчество Маяковского. Делал декорации для "Клопа" и "Бани" в Театре Сатиры. Затем иллюстрации, в которых главный герой сам поэт. Но окончательный портрет Маяковского худсовет отверг. И только через несколько лет, случайно, художник увидел его на эскизе афиши театра Маяковского. Но неожиданные повороты в судьбе работ для Могилевского были привычными.

Портрет Шостаковича художник подарил директору Консерватории. Тот повесил его у себя в кабинете. Но работа вскоре исчезла. Вором оказался… приезжавший на гастроли Мравинский. Он оставил записку с извинениями: "Прошу прощения, но мимо такого Шостаковича я пройти не смог".

Черное на черном – уникальное и очень сложное решение, использованное Могилевским для иллюстраций Шекспира. Многоцветье и радость на линогравюрах для "Конька-горбунка" и "Золотого петушка". Из "Двенадцати стульев" Могилевский знал наизусть целые страницы. Но его иллюстрации не украсили ни одно издание. Возможно, это временное явление. Ведь биография работ Могилевского – это всегда история со счастливым концом.