10.02.2006 | 12:28

Оттепель в Историческом музее

50-летию ХХ съезда КПСС посвящена новая экспозиция Государственного исторического музея.

Устроители хотели прежде всего передать атмосферу времени. Закрытый доклад Хрущева о культе личности изменил вектор экономического и культурного развития страны. Стали выходить новые журналы, появились молодые поэты, художники, режиссеры, названные потом шестидесятниками. Оттепель длилась недолго. В экспозиции выставки есть три экспоната, символизирующие начало, расцвет и закат той эпохи: фуражка Сталина, кепка Окуджавы, а между ними шляпа Хрущева.

Рада Хрущева-Аджубей рассматривает снимки, знакомые с детства. Для нее Никита Хрущев прежде всего не руководитель партии и страны, а родной отец. Но даже она не все может объяснить в судьбе этого человека. Сделав многое для улучшения жизни народа, он так и не снискал популярности.
Рада Хрущева - Аджубей размышляет об этом: "Я сама задаю себе этот вопрос. Когда-то моя племянница спросили об этом Александра Яковлева. Он задумался и сказал, - "наверное потому, что он был человеком очень неординарным. Вот так вот"."

При Хрущеве были реабилитированы незаслуженно осужденные. С чемоданами, близнецами того, что представлен на выставке, тысячи сталинских заключенных возвращались домой. Началось освоение целины, первые полеты в космос, строительство нового жилья. Страна почти перестала бояться.

Оценки эпохи Хрущева неоднозначны. Она началась с попытки демократических изменений, а заканчивалась жесткой реакцией на всякое инакомыслие. Но именно Хрущев приложил руку к тому, что сегодня фуражка Иосифа Сталина и кепка Булата Окуджавы мирно соседствовали в одной музейной экспозиции.