17.02.2006 | 15:41

Оратория "Песнь о лесах" прозвучала в БЗК

В этом сезоне программы многих известных исполнителей, а так же ведущих театральных коллективов посвящены столетию со дня рождения Дмитрия Шостаковича. Не остался в стороне и главный театр страны. Минувшим вечером в Большом зале столичной консерватории звучала оратория "Песнь о лесах". На сцене хор и оркестр Большого театра. За дирижерским пультом – Александр Ведерников. Рассказывают "Новости культуры".

"Я сел ночью и в течение нескольких часов накатал что-то левой рукой. Когда принес написанное, к моему удивлению и ужасу, мне жали руку и дали денег" - вот самое первое впечатление об оратории "Песнь о лесах". Впечатление самого Шостаковича. А вот Александр Ведерников считает, что, несмотря на неприкрытую ненависть к этому произведению самого композитора, "Песнь о лесах" - должна жить и исполняться, так как она приоткрывает еще одну тайну личности Шостаковича.

250 человек на сцене, два солиста, - конечно же, могучие тенор и бас, хор пионеров, большой хор и оркестр освещают по задумке Шостаковича сталинское постановление "О плане полезащитных лесонасаждений, внедрении травопольных севооборотов, строительство прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР".

Александр Ведерников, главный дирижер Большого театра: "В данном случае он взял вещь наиболее идейно нейтральную, имеющую отношение к переустройству природы т.д. Таким образом, как бы поставил галку".

Время, как говорят, было такое… Перепиши 33 раза текст сталинского постановления, и будет тебе счастье. Или сталинская премия, которая была вручена измученному собственным произведением Шостаковичу за ораторию "Песнь о лесах". А коллеги удовлетворенно констатируют: "Оратория Шостаковича отличается оптимизмом, светлым восприятием мира, утверждением радости созидательного социалистического труда".

Александр Ведерников, главный дирижер Большого театра: "Наиболее его бодрые страницы и радостные – это значит, что это все далеко не однозначно, и надо искать за этим вторые всякие смыслы".

Ну а для тех, кто немного знает специфику литературного языка Шостаковича, - совершенно ясно, что в "Песни о лесах" композитор абсолютно верен себе. Если Шостакович пишет "отлично" – значит хуже некуда. Уж он-то, как никто другой знал, что "бодры" надо говорить бодрее, а веселы - "веселее".