17.02.2006 | 19:02

К 175-летию со дня рождения Николая Лескова

"Жил этот крупный писатель в стороне от публики и литераторов, одинокий и непонятый до конца дней. Только теперь к нему начинают относиться более внимательно", - писал Горький о Николае Лескове. Было это почти век назад. В Государственном Литературном музее открылась выставка, посвященная писателю. Она приурочена к 175-летию со дня рождения Лескова. Рассказывают "Новости культуры".

"Не дождетесь" - бывало, что и в такой резкой форме Николай Лесков отказывал художникам, желающим написать его портрет. Одной из причин такого нежелания стал неудачный опыт - работа кисти Анатолия Ледакова.

Генриетта Медынцева, автор выставки: "Лескову, конечно, он не нравился. Ему не нравился ни один портрет. Он отказался от услуг Репина. Он несколько раз позировал, завязались дружеские отношения с Репиным, но потом он к нему охладел, ругал его иллюстрации к своим рассказам".

Правда, сохранился рисунок Репина, который сын писателя Андрей Лесков оценил очень высоко: "Лучшее из всего, что я знаю по передаче экспрессии лесковского взгляда в умеренном настроении, в манере сидеть и смотреть как бы дальше собеседника". Лесков сменил гнев на милость лишь в последний год жизни. Портрет кисти Репина сейчас находится в Третьяковской галерее.

А вот свои фотографии Николай Лесков любил. На выставке они представлены в хронологическом порядке: Семидесятые…восьмидесятые…девяностые.

Елена Михайлова, зам. Директора по научной работе Государственного Литературного музея: " Мы можем проследить – уже Лескова во времени – как меняется его лицо…"

А это – уникальные фотографии семьи Лескова: мать , сестра, близкие родственники. Сохранились и снимки кабинета писателя, который многое может сказать о характере своего хозяина.

Генриетта Медынцева, автор выставки: "Он настолько же изобильный в убранстве своего кабинета, как и в своем языке. Сначала это был интерес к иконам, фрескам, потом к полотнам Эрмитажа, потом и к иностранным галереям – и всю жизнь он занимался собирательством – это была его страсть".

На выставке представлены самые известные иллюстрации Кустодиева, Митрохина, Тюрина и все прижизненные издания Николая Лескова.

Лев Аннинский, литературный критик, публицист: "Толстой – это верхняя бездна, Достоевский – это наша нижняя бездна, а между безднами – почва, а знаток почвы – Лесков, поэтому России без Лескова не обойтись, поэтому мы сейчас его вспоминаем, перечитываем и будем читать всегда".

Вся жизнь и творчество писателя – в одном небольшом зале. Авторы выставки попытались раскрыть тайну "Очарованного странника" - сделать его понятным и понятым.


Трудное житие Николая Лескова