13.03.2012 | 11:16

Работы участников "Фотобиеннале-2012" можно изучать как литературные тексты

На одной из площадок нынешнего «Фотобиеннале», в фонде культуры «Екатерина» открылись три выставки. Они демонстрируют три взаимоисключающих подхода к взаимодействию с окружающей действительностью. Первый – активное воздействие, оно читается в проекте «Парламент» австрийской художественной группы G.R.A.M. Французский фотограф Бернар Плоссю – заинтересованный наблюдатель, это второй вариант подхода. А третий, полное слияние с миром, демонстрирует китайский художник Лю Болинь, ему не так давно пришлось пережить нечто подобное «бульдозерной выставке», когда власти почти сравняли с землей международный художественный лагерь в Пекине. Рассказывают «Новости культуры».

Не просто заметить китайского художника Лю Болиня, несмотря на то, что он – одна из самых заметных фигур современного китайского искусства. В действительности – вот он, на фоне супа быстрого приготовления. Или суп на фоне Болиня, это вопрос философский. Проект называется «Урбанистический камуфляж». Вместе с бригадой помощников, которые расписывают одежду и его самого, Болинь путешествует по миру, оставаясь при этом практически незаметным. В Москве художник сфотографировался на фоне стеллажа с газетами и журналами.

«Вообще-то я хотел загримироваться под Красную площадь и сфотографироваться там, но мне не разрешили, – рассказывает художник. – Поэтому пришлось придумывать историю с журналами. На мой взгляд, журналы очень удачно отражают информационное состояние города, то, чем живет город в данный момент, что волнует людей».

Болинь как хамелеон меняет окраску, подстраиваясь под окружающую действительность и растворяясь в ней. В действительности же, это очень китайский проект – китайцев очень волнует проблема сохранения идентичности. А вот проект двух австрийских художников как раз наоборот утверждает, что люди везде одинаковые. На всех фотографиях статисты, изображают парламентариев разных стран в борьбе за демократию. За последнее время, рассказывает автор проекта Гюнтер Холер-Шустер, по телевизору часто показывают, как депутаты европейских и азиатских парламентов применяют не парламентские методы ведения дискуссии. И он решил сделать фотопроект на тему «мужчины во власти».

«Эти фотографии все чаще стали появляться по всему миру – Турция, Южная Корея, Украина, – говорит Гюнтер Холер-Шустер. – И мы задумались, а что такое парламент? Это символ демократии. И что же мы видим? Драки. Все эти фотографии были сделаны в один день, и снимались одни и те же люди, только иногда переодевались. Они не дрались по-настоящему – мы выстраивали мизансцены, как в старые времена художники-живописцы».

Совсем другой камерный проект представляет француз Бернар Плосссю. Он родился и вырос во Франции, но четверть века провел на Западе Америки. Эти снимки - история о том, как парижский мальчик сначала узнал об Америке из кинофильмов и песен Элвиса Пресли, а потом сам поехал в Америку и снял там свое фото-роуд-муви.