20.02.2006 | 20:30

Спектакль "Носорог" - премьера в театре Фоменко

Театр абсурда вновь популярен. Только в столичной театральной афише - два спектакля "Носорог", скоро появится еще один – в "Мастерской Петра Фоменко". Пьеса Эжена Ионеско, написанная в 59-ом году, с успехом шла на сценах многих европейских театров. Большинство режиссеров подчеркивали ее антифашистскую направленность. Однако сам драматург обращал внимание и на другое: "… это пьеса еще и против всех видов коллективной истерии". О чем новый спектакль Ивана Поповски – рассказывает корреспондент "Новостей культуры".

А что, собственно, происходит? Небольшая площадь, кафе с летними столиками – где каждый сам по себе: один мсье выговаривает приятелю за то, что он ведет неправедную жизнь, одинокая домохозяйка развлекает своего кота, логик и пожилой господин застряли в бесконечном споре о непостижимости простых вещей. Каждый из персонажей появляется на сцене и опускает монетку в автомат, чтобы играла его музыка. Совершенно обычная жизнь, и даже в светлых тонах, если бы только очередное музыкальное включение не предварялось странным сопением – как будто совсем рядом тяжело дышит большое и больное животное.

К этой пьесе руководитель театра Петр Фоменко режиссеру Ивану Поповски давно советовал приглядеться. И спектакль рождался как самостоятельная работа – легко, за неделю, пьесу разобрали и показали мастеру больше половины. Дальше все оказалось и сложнее, и интереснее.

Иван Поповски, режиссер-постановщик спектакля: "Когда ты начинаешь входить в нее, когда ты начинаешь ходить в этом абсурде, который совершенно не абсурд, когда понимаешь, что все это совершенно психологично, что только такие обстоятельства и такие рамки – они есть, они может быть – не жизненные, а все остальное, все отношения – все люди – она очень человечная, невероятно человечная и невероятно своевременная, по-моему".

В этом спектакле у многих актеров по нескольк ролей. Причем – совершенно противоположных. Если бы не программка – в дородной мадам Беф сложно узнать субтильную домохозяйку – хотя и та, и другая – это актриса Галина Тюнина. И это – режиссерское решение: так быстро распространяется эпидемия "оносороживания".

Люди-трансформеры и декорации-трансформеры. В спектакле точно соблюдены все места действия, указанные Ионеско – кафе, контора, комната. Но сценическое решение – фантасмагорическое и одновременно – натуральное поражает конструктивным решением – над ним работал технический директор театра Константин Лебедев. Кстати, именно благодаря декорациям зрители не увидят "Носорога" в стенах нынешней "Мастерской Петра Фоменко". Премьеру, намеченную на март, сыграют в Центре Мейерхольда, затем – адаптируют декорационное решение в филиале Малого. Кочевая жизнь спектакля закончится только с открытием нового здания театра.