03.10.2012 | 17:01

Андрей Кончаловский поставил "Три сестры" в Театре Моссовета

6 октября Андрей Кончаловский представит на сцене Театра имени Моссовета свою постановку чеховской пьесы "Три сестры". А сегодня журналистам удалось побывать на генеральной репетиции одноименного спектакля, после чего режиссер и артисты рассказали о том, какой они видят новую работу.

Это не первый театральный опыт Кончаловского. На той же сцене идет его спектакль по чеховскому "Дяде Ване", а еще раньше была "Чайка". В новой постановке занят практически тот же актерский состав, что и в предыдущем - Юлия Высоцкая, Александр Домогаров, Ирина Карташева, Павел Деревянко, Лариса Кузнецова и другие.

По ходу репетиции режиссер, сидя в зале на первом ряду, делал актерам замечания, подсказывал слова и, судя по всему, остался доволен их игрой. А вот к техническим работникам у него явно были претензии. Когда на экране возникли кадры, где артисты, согласно задумке Кончаловского, рассказывают о своих персонажах, исчез звук. "Где звук?", - спросил Андрей Сергеевич. "Мы разбираемся", - ответили ему. "Хотелось бы разобраться до премьеры", - со свойственным ему юмором ответил режиссер. 

В трактовке Кончаловского чеховские герои подчас выглядят комичными, а классические диалоги звучат очень современно. Режиссер сознательно разбивает практически каждое действие "вставками" из "внетеатральной" реальности. К примеру, в середине спектакля на экране возникают мини-интервью с исполнителями главных ролей.

"Какие впечатления? Точно уж происходит что-то неожиданное, да?", - обратился Кончаловский к журналистам во время небольшого антракта. По его словам, две его последние постановки пьес Чехова - "Дядя Ваня" и "Три сестры" - это своеобразная дилогия. "Мир Чехова для меня, как одна большая симфония", - пояснил режиссер.

Согласно его задумке, все главные роли в двух спектаклях исполняют одни и те же артисты, однако в противоположенных амплуа. Постановки играются в практически идентичных декорациях. В идеале Кончаловский хотел бы, чтобы эти спектакли шли в один день: утром - "Дядя Ваня", вечером - "Три сестры", но на практике, по его словам, это неосуществимо. "Потом, может быть, поставлю и "Вишневый сад", чтобы была трилогия, но пока это маловероятно", - сказал режиссер.

При этом Кончаловский не смог сформулировать главную идею своей новой театральной работы. "Я не могу объяснить спектакль, это как объяснить музыку, - заметил он. - Я пытаюсь услышать тональность Чехова, почувствовать его температуру". Он сравнил русского писателя с такими великими драматургами, как Эсхил и Шекспир. "Таких авторов в мире немного, - пояснил Кончаловский. - Ставить Чехова - это как лезть на пирамиду из
стекла: лезешь, лезешь, а потом все равно сползаешь".

В свою очередь Александр Домогаров рассказал, что "работается с Андреем Кончаловским легко, надо лишь уметь его слышать". Актер играет в спектакле подполковника Вершинина, которого зрители привыкли видеть как носителя высоких идей. "Раньше это игралось серьезно, но сейчас многие его речи кажутся смешными, - пояснил артист. - И была найдена комичная маска, которая, правда, два-три раза приоткрывается".

Персонаж Домогарова говорит с непередаваемыми интонациями - как выяснилось, актер на сцене пытается копировать известного телеведущего Виталия Вульфа. "Низкий поклон Андрею Сергеевичу за его трактовку этого образа, хотя он, конечно, выламывает мое нутро, но, надеюсь, со временем маска прирастет, наш спектакль задышит. Пока мы все в начале большого пути", - заметил артист.

Спектакль "Три сестры" в постановке Кончаловского уже видели в Риге - постановку показывали на фестивале "Балтийская жемчужина". Премьерные показы в Москве пройдут также 20 и 27 октября.