13.03.2012 | 19:30

Национальная портретная галерея в Историческом музее

Большая советская энциклопедия 1955 года издания утверждала, что «история общества есть, прежде всего, история трудящихся масс, а не отдельных выдающихся личностей». Взглянуть в «лицо» отечественной истории – цель грандиозного проекта Государственного исторического музея. Идея о создании Национальной портретной галереи появилась в 2010 году. Сегодня ее макет представлен на суд зрителей. Экспонаты для выставки-презентации предоставили также Третьяковская галерея и Русский музей. Рассказывают «Новости культуры».

Идея создания Национальной портретной галереи впервые была высказана на Западе представителями русской эмиграции. Несколько десятков портретов из трех музеев – Русского, Третьяковки и Исторического. Выдающиеся государственные, общественные и культурные деятели, начиная с эпохи первых Романовых и заканчивая началом ХХ века. По периметру – Петр, Екатерина и Николай Второй – как вехи русской истории. В центре – ученые, философы, писатели и художники – как результат, итог их царствования.

«Одна из задач выставки – спросить у общества, а мы ждем широкого общественного обсуждения, кто достоин быть представлен в Национальной портретной галерее России. Должны ли это быть государственные деятели, цари, императоры, или целый спектр, начиная от императорского портрета, завершая крестьянином?Каковы хронологические рамки?» – говорит директор Исторического музея Алексей Левыкин.

Таких вопросов пока больше, чем самих портретов. Авторам выставки пришлось ограничить себя только прижизненными портретами. Поэтому здесь нет ни Александра Невского, ни Дмитрия Донского, ни многих других. Заканчивается история на ХХ веке. Фотографии последующих правителей, возможно, будут включены в дальнейшем, но этот вопрос пока не обсуждался. На выставке нет многих очевидных героев – например, Пушкина, Гоголя, зато есть малоочевидные – например, портрет воспитательницы дочерей Павла Первого княгини Шарлотты Карловны фон Ливен. Нет императора Петра Третьего, зато есть Алексей Орлов-Чесменский, который учувствовал в его убийстве. Кураторы признаются, что были свободны в своем выборе персонажей и руководствовались не только их историческим местом, но и художественным уровнем портрета.

«Есть портреты военного, интеллигента, ученого, есть светские дамы, прожившие жизнь при дворе, есть царствующие особы – все практически сословия», – говорит куратор выставки Наталья Перевезенцева.

С самого начала проект позиционировался как межмузейный и мультимедийный. Это значит, что все представленные работы сохранят свою прописку в Русском, Историческом музее и Третьяковке.

«Не надо отбирать портреты и создавать какую-то постоянно действующую галерею, как в Лондоне. Там своя история, у нас своя история. У нас не было изначально задумано такого музея, а портреты были сосредоточены в коллекциях разных музеев. Поэтому мы должны сделать передвижные выставки», – убежден министр культуры Александр Авдеев.

В ближайших планах – выставка в Петербурге весной этого года. Что будет с проектом дальше, никто пока точно не знает.