01.03.2006 | 19:01

Моноспектакль "Жизнь с императором"

Моноспектакль как театральный жанр переживал разные времена. То он казался незаслуженно забытым, то, наоборот, как никогда актуальным. "Жизнь с императором" – так называется моноспектакль, премьера которого состоялась в Государственном музее Пушкина. Эпоху Николая Первого в воспоминаниях фрейлины Анны Федоровны Тютчевой, старшей дочери поэта Федора Тютчева, представила актриса Агрипина Стеклова. Рассказывает корреспондент "Новостей культуры".

Надеть исторический костюм куда сложнее, чем наряд из театрального реквизита. Хорошо, что рядом дизайнер Кирилл Гасилин, который и корсет тугой затянет, и подскажет, как лучше двигаться в таком наряде. Вместе с историком моды Александром Васильевым он создавал для спектакля эти костюмы. Точные копии тех, что носили в XIX веке. Корсеты, кринолины. Шелковая тафта, купленная на блошином рынке в Париже, кружева, которые Васильеву подарила актриса Наталья Фатеева. Но надеть такой наряд – тоже далеко не самое сложное.

Агриппина Стеклова, актриса: "Самое сложное – научиться в нем существовать – ходить, сидеть, передвигаться. И не чувствовать себя манекеном, а живым человеком".

На сцене – подлинные предметы интерьера XIX века. Из собраний музея Пушкина. Агриппина Стеклова говорит: "В таких декорациях важно не чувствовать себя, как в антикварной лавке".

Поставить спектакль "Жизнь с императором" режиссер Андрей Беркутов решил после того, как к нему случайно попали мемуары фрейлины Анны Федоровны Тютчевой.

Андрей Беркутов, режиссер: "Это действительно потрясающая женщина. Достаточно напомнить один эпизод: она воспитывала детей Александра Второго. И, когда Александр Третий пришел к власти, перед тем, как вступить на престол, он призвал Анну Федоровну и долго с ней разговаривал".

"Незаурядная женщина", - говорит Агриппина Стеклова о своей героине. Ее тонкий ум приводил в восхищение не только друзей, но и врагов.

Агриппинна Стеклова, актриса: "Это чрезвычайно остроумная, чрезвычайно свободомыслящая женщина. Которая остра на язык, с огромным чувством юмора".

Из толстой книги воспоминаний фрейлины для постановки выбрали комическую историю об авантюристке мадмуазель Анненковой и драматичный сюжет – о скоропостижной кончине императора Николая Первого. Именно этот эпизод показался режиссеру самым эмоциональным. И именно его историки признают одним из лучших в мемуарной литературе.