06.03.2006 | 20:49

Москва впервые знакомится с Невьянской школой иконописи

Москва впервые знакомится со знаменитой Невьянской школой иконописи. Свое название она получила по имени поселка, где в XVIII-XIX веках располагались старообрядческие иконописные мастерские. Об этом художественном феномене заговорили несколько лет назад, когда под Екатеринбургом открылся музей Невьянской иконы. На выставке в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева побывала корреспондент "Новостей культуры".

Появление невьянской иконы связано с именем купцов Демидовых. Там, где появлялись их заводы, возникали иконописные мастерские. XVIII век- расцвет невьянской иконы. До нашего времени дошли имена мастеров, которые иногда оставляли надписи на созданных ими образах: Боготыревы, Перетруткины, Коськины. Невьянские иконы писались лишь на заказ, так что каждая из них была уникальна и стоила целое состояние. Заказчиками были люди грамотные и богатые, которые не жалели золота на их украшение.

Евгений Ройзман, основатель музея "Невьянская икона": "Невьянскую школу отличает высокий класс, тщательная проработка. Очень технологичная икона и по тем временам очень дорогая. В XVIII веке в России таких икон никто не писал".

Выставка показывает эволюцию невьянской иконы. Самая ранняя датируется серединой XVIII века. Самая поздняя - 1919-м годом. В экспозиции представлена самая маленькая икона, меньше спичечного коробка, которую можно разглядеть лишь под микроскопом. А самая большая - чуть больше метра. Шедевром иконописи специалисты считают двухстворчатый складень с изображением Архангела Михаила и Георгия Победоносца. Еще одна уникальная икона - "Минеи" с изображением святых, чьи имена отмечают в сентябре и октябре.

В настоящее время в Музее по крупицам продолжают пополнять коллекцию. Последнее приобретение сделано буквально перед открытием выставки. Эту невьянскую икону обнаружили в Ярославле. Но так как старообрядческие центры были и в других уголках России, то возможны и новые открытия.