14.03.2012 | 15:59

10 лет без Льва Кулиджанова

«Отчий дом», «Умирать не страшно», «Когда деревья были большими» – в фильмах Льва Кулиджанова многие узнавали свои судьбы. Он тонко и точно раскрывал непростые характеры современников, изображал сложность человеческих взаимоотношений. Кулиджанов представлял «новую волну» отечественного кинематографа 1960-х, оставаясь приверженцем классической школы режиссуры. Выпускник мастерской Герасимова, он творил с равными долями гражданской и художнической ответственности. Хотел быть нужным кинематографу, своим учениками, народу. В этом году 10 лет, как режиссера не стало. В Доме кино ученики Кулиджанова вспоминали мастера. 

В доме кино собрались те, кто знает и любит фильмы Льва Кулиджанова – режиссера новой волны. В шестидесятые, когда о маленьком человеке не говорили с большого экрана, Кулиджанов делал свое кино. «Дом, в котором я живу», «Когда деревья были большими», «Преступление и наказание». Взвинченное, нервное, а главное – правдивое и понятное.

«Это особый кинематограф, советский неореализм, в котором он был один из ведущих», – поясняет режиссер Андрей Эшпай. Он закончил мастерскую Кулиджанова, а в 2001 снял фильм о своем учителе. Закончил картину за полтора месяца до его смерти. По ту сторону камеры Кулиджанов говорил много и откровенно – о профессии, о кино, о себе.

Снимали два месяца. Дома, в павильонах Мосфильма, на киностудии Горького, даже на кладбище, где похоронена мать Кулиджанова, репрессированная в 1937 году.

«Легенда ходила, как арестовывали его мать. Она отстреливалась. Он удивительный был рассказчик. Мальчишки сидели, а он рассказывал все истории. Они с открытыми ртами слушали», – вспоминает Андрей Эшпай.

О семейной трагедии Кулиджанов рассказал в фильме «Умирать не страшно». Сценарий написала его жена Наталья Фокина. Они вместе прожили 54 года. Это было кино о репрессированных родителях, о том, каково быть сыном врага народа.

«Как раз ощущение ареста, пустоты и отъезжающих машин – это то, что он видел своими глазами, когда увозили его мать», – говорит кинодраматург Наталья Фокина.

У Кулиджанова был не только режиссерский, но и актерский курс. Вадим Андреев помнит, как без нажима и диктата режиссер добивался нужного результата.

«Самое главное – это потрясающая доброта и любовь к нам. Он называл нас огрызками: "Ну что, огрызки, чем сегодня порадуете?"» – рассказывает Андреев.

Кулиджанов двадцать лет руководил Союзом кинематографистов. Не воевал, но примирял. Пытался сохранить людей и традиции, которыми дорожил.