16.03.2006 | 00:00

Фестиваль спектаклей для современников "Современника"

С 18 марта 2006 года на телеканале "Культура" начинается фестиваль спектаклей московского театра "Современник", приуроченный к 50-летию театра. Будут показаны спектакли разных лет: "Вечно живые" , "Три сестры", "Трудные люди" , "Кто боится Вирджинии Вульф?", "Полет черной ласточки", "Гроза", "Мамапапасынсобака", "Вишневый сад".

16 марта в фойе Другой сцены театра "Современник" прошла пресс-конференция, посвященная предстоящему фестивалю. Но как всегда в театре, даже название которого напрямую связано с сегодняшней, живой реальностью и новейшей историей, разговор вышел далеко за рамки фестивальной и юбилейной темы.
В пресс-конференции принимали участие художественный руководитель театра "Современник" Галина Борисовна Волчек и Руководитель студии фондовых и архивных программ телеканала "Культура" Эльвира Николаевна Виноградова.

Представляя фестиваль, Волчек прежде всего попросила собравшихся не слишком активно использовать слово "юбилей". Отчет, день рождения – да, но не юбилей – затертое слово. Свое 50-летие "Современник" встречает живым, действующим театром. Он не стал мемориалом и "памятником самому себе". И лучшее доказательство тому – огромный интерес к нему со стороны зрителей.
Телеверсия спектакля – уникальная возможность показать постановку большому кругу людей. Максималистка Волчек категорична: "Перенести спектакль на пленку без потерь невозможно". Безусловно, просмотр спектакля по телевизору не равнозначен увиденному в театре: телезритель становится заложников видения режиссера телеверсии, который вольно или невольно переносит на постановку свой взгляд. И тем не менее… Телеверсию спектакля "Кто боится Вирджинии Вульф?" делал режиссер с мировым именем Роман Балаян, а "Обыкновенную историю" и "Спешите делать добро" переносила на экран сама Волчек. Это тот пример, когда соединяются два искусства - кино и театра.

Рассказ Галины Борисовны о спектаклях, телеверсии которых делались непосредственно к фестивалю, дополняет Эльвира Николаевна. По ее словам, Виктор Безега, режиссер телеверсий трех спектаклей, которые увидят зрители телеканала "Культура", отдает предпочтение так называемой репортажной съемке: до 8 камер современной передвижной станции бесстрастно и объемно фиксируют происходящее на сцене. Эльвира Николаевна надеется, что на телеэкран удалось перенести специфику театра, сохранить черты уникального почерка режиссера.

Галина Борисовна Волчек: "Ужасно обидно, что не осталось в памяти таких спектаклей, которые были бы наверно, интересны сегодняшнему поколению – и в контексте истории, и в контексте сегодняшнего дня. Но такой возможности у нас не было. Прежде мы не были театром, который представлял бы, наверно, такое официальное лицо нашей страны. И было много курьезов. Приведу самый яркий: помню, как я вернувшись из Америки, где ставила "Эшелон", который имел огромный резонанс – такой, что это трудно представить себе на сегодняшний день. Это был 1978 год, и я была первая, кто пересек океан, чтобы понятие "русский театр" там услышали и увидели. И когда я вернулась сюда, то я позвонила руководителю Центрального телевидения. Мне было так обидно, что там это ТАК, а здесь этого никто не знал и не слышал - кроме нас, которые помнили, что спектакль этот приняли с 15-го раза. И я сказала, что может быть, можно снять его на пленку? А он сказал, причем интонация была такая… "Я знаю, что ТАМ вас на руках носили с этим спектаклем, но но мы не ТАМ. Мы ЗДЕСЬ. И мы знаем, какие подвиги советских людей надо показывать по телевидению". Я не стала продолжать разговор.
Много наших спектаклей не осталось на телевидении, не осталось на пленке. И это тем более обидно, что историю (и не только театральную) - ее пишут люди, а люди… Иногда мы живы еще, а люди так перевирают всю нашу жизнь, что я представляю, что будет потом. И поэтому самое такое доказательство такое объективное – то, что было на самом деле, а не то, как это осветили, чтобы нас похвалить, или унизить… или уничтожить – это записи".

Эта акция телеканал "Культура" - третья в череде подобных мероприятий. Ранее с большим успехом в эфире прошли Фестивали театров "Мастерская Петра Фоменко" и "Ленком" , в рамках которых были представлены телеверсии лучших спектаклей этих театров.
Волчек рассказывала, с какой осторожностью отнесся к идее фестиваля на телеканале "Культура" режиссер "Ленкома" Марк Захаров. Но его опасения, что театр потеряет зрителей, которые предпочтут просмотр телеверсии оригинальной постановке, не оправдались. В "Ленком" пришли те, что, увидев телеспектакль, захотел посмотреть действие "вживую". И такой зритель – самый преданный.

О чем бы ни говорила Галина Борисовна – о причинах, заставивших 50 лет назад выпускников Школы-Студии МХАТ объединиться и создать СВОЙ театр; о риске, на который она идет как руководитель театра, приглашая молодых режиссеров, - она неизбежно приходит к теме диалога со зрителем. Волчек подчеркивает, что театр в тяжелые для него времена выжил только благодаря ему, все тем, кто ходил на постановки "вопреки" - вопреки критикам, утверждавшим, что театр мертв, вопреки непростым социальным условиям. "Современник" - социальное лицо страны", говорит режиссер.

Зашла речь и о юбилейной - от этого не уйти - программе театра. В дни 50-летия театра, 11 и 12 апреля 2006 года, в "Современнике" пройдет премьера спектакля "Пять вечеров" по пьесе Александра Володина. А после спектакля на торжественный вечер придут те, кто делал и делает этот театр, творя его уникальную атмосферу. Чужих не будет: только те, кто служит в "Современнике" и их ближайшие родственники… и зрители – авторы лучших записок с пожеланиями театру. Волчек сознательно отказывается от торжеств: она мечтает о парафразе той памятной апрельской ночи 1956 года, когда и возник "Современник". Режиссер вспоминает, что тогда все остались до утра, ожидая первого поезда метро.

Фестиваль спектаклей театра "Современник" на телеканале "Культура" снает первым событием в череде мероприятий, посвященных 50-летию театра. На Другой сцене пройдет цикл вечеров, представляющих крупным планом актеров "Современника": Игоря Квашу, Чулпан Хаматову, Марину Неелову… Совместно с Домом фотографии пройдет выставка, посвященная Олегу Ефремову.
К 15 апреля ожидается выход книги "Московскому театру "Современник" - 50 лет" и буклета с авторскими фотографиями Николая Симонова. Но главное: до закрытия сезона "Современник" покажет премьеры: "Америка, часть вторая" Биляны Срблянович, "Три старушки под окном…" Михаила Коломенского, спектакль Кирилла Серебренникова "Антоний и Клеопатра".