22.03.2006 | 17:59

История Соловков времен ГУЛАГа

У каждого художника есть любимые места, куда он возвращается вновь и вновь. Для Олега Арадушкина точкой притяжения стали Соловецкие острова. Больше всего его интересует история Соловков времен ГУЛАГА. Каким художественным языком рассказывает мастер о трагедии тысяч невинных людей? "Новости культуры" из Российской Академии художеств.

Впервые Олег Арадушкин попал на Соловецкие острова в 1968-ом году, когда ему было 17 лет. В это время сюда стали пускать туристов. Тогда на островах еще сохранились следы Гулага. Колокольню монастыря украшала красная звезда. Кругом была разруха и запустение. А среди этого трагического безмолвия возвышались деревянные кресты. Немыми свидетелями того, что здесь происходило, были лишь стены и камни.

Олег Арадушкин, заслуженный художник России: "На Соловках можно рисовать каждый камень, все вместе камни, групповой портрет. Они все достойны портретного изображения".

Эпиграфом выставки стали слова Александра Солженицына к роману "Архипелаг Гулаг": " Памяти всех, кому не хватило жизни об этом рассказать". Дед Олега Арадушкина отсидел на Соловецких островах 25 лет. Но на картинах художника практически отсутствуют люди - жертвы Гулага. Он пытается рассказать о том, что здесь происходило, используя язык ассоциаций. Черный фон картин, фактура камней, показанная крупным планом, неприступные красные стены - все говорит о трагических событиях.

Олег Арадушкин, заслуженный художник России: "Меня интересовала больше атмосфера времени, атмосфера трагедии. У меня нет ни изображения вышек, ни людей, ни конвоиров, ни заключенных. Они совершенно отсутствуют. Лишь приметы времени".

Последний раз Олег Арадушкин был на Соловецких островах два года назад. Сейчас там полным ходом идет реставрация. Здесь вместо черного и красного появляется все больше белых красок. Но "Соловецкие острова в XXI веке" - тема будущей выставки Олега Арадушкина.