22.03.2006 | 21:25

"Страсти по Иоанну" прозвучали в день рождения Баха

"Страсти по Иоанну" Иоганна Себастьяна Баха звучали минувшим вечером в Москве. Одно из самых значительных своих произведений композитор писал не для сцены, а для церковной службы. Впервые "Страсти по Иоанну" прозвучали в 1724-ом году на Страстной неделе в Лейпциге. 21 марта, в день рождения композитора, его произведение звучало в Большом зале столичной консерватории. "Страсти по Иоанну" Баха исполнили Свято-Никольский хор Третьяковской галереи и камерный оркестр "Времена года". Рассказывают "Новости культуры".

Хор, приученный петь православные молитвы, на этот раз готовится пропеть евангельский текст, причем на немецком.

Алексей Пузаков, руководитель Свято-Никольского хора Третьяковской галереи: "Достичь совершенства в произношении, как немцы, нам трудно, но мы исполняем с пониманием и от души".

Чтобы и публика понимала, о чем речь, в программках напечатали подстрочный перевод. В основе этого сочинения Баха – Евангелие от Иоанна, события последних дней его земной жизни.

Алексей Пузаков, руководитель Свято-Никольского хора Третьяковской галереи: "Центром "Страстей по Иоанну" является не сами страдания Христовы, а беседа Иисуса с Пилатом. Разговор о личности, свободе, предназначении человека, о том, что есть истина".

На сцене, следуя православной традиции Богослужений на страстной неделе выносить в Церковь крест, появилась икона. Распятие Дионисия.

Алексей Пузаков, руководитель Свято-Никольского хора Третьяковской галереи: "Творчество, обращенное к Богу, созвучно. Когда я смотрю на икону Дионисия, я слышу музыку Баха".

Но исполнение Страстей Баха связано не только с духовной традицией. Это еще сложнейшее музыкальное произведение. Но хор, который привык петь распевные русские молитвы, освоил и барочную мелодику, требующую особой манеры исполнения.

Исполнение "Страстей по Иоанну" Баха приурочили ко дню рождения композитора, который считал, что конечная цель музыки - служение славе Божией и освежению духа.