15.03.2012 | 10:50

Участник "Маски плюс" - "Войцек" Украинского драмтеатра имени Шевченко

До начала театрального фестиваля «Золотая маска» остается чуть больше недели. Официальное открытие назначено на 27 марта. А пока к конкурсному смотру лучших спектаклей столичную публику готовит внеконкурсная программа «Маска плюс». Она собрала новаторские, нестандартные работы, созданные на стыке жанров. Один из таких спектаклей – «Войцек» в постановке Украинского драматического театра имени Тараса Шевченко. Рассказывают «Новости культуры».

Перед московской премьерой труппа Украинского театра знакомится с новой сценой. Их «Войцек» объехал уже не один город и не одну страну. Создавался в режиссерской лаборатории и в Харькове идет на так называемой «экспериментальной сцене». Верный признак того, что спектакль вписывается в программу «Маски плюс», – адресован искушенной публике.

«Он достаточно агрессивный, в таком тотальном исполнении, потому что там даже в основе музыкальной темы звучит "Рамштайн" – таран такой. И этот спектакль предназначен для тарана наших душ и сердец, для того, чтобы эту проблему пробить. Человек сейчас в современном мире закрыт, такой весь бронированный и для того, чтобы проломить эту броню, нужно находить такие театральные методы и способы», - считает режиссер Александр Ковшун (Харьков, Украина).

Спектакль начинается с небольшого кинопоказа. На экране – кадры из мировых новостей. Ими, конечно, сложно удивить современного обывателя. Но видео – скорее вызов режиссера – публике. Сможет ли она в этом хаосе разглядеть главное.

«Тут задеваются темы вообще не локальные, а такие мировые – то, что происходит в мире, война внутренняя. И политика внутренняя, ложь самому себе», - рассказывает актер Харьковского государственного академического украинского драматического театра имени Т.Шевченко Андрей Борис.

Маленький человек, винтик в огромной ржавой боемашине, созданной для разрушения основ мироздания, человеческих судеб – солдат Войцек свою внутреннюю войну проигрывает. В порыве сумасшедшего отчаяния убивает любимую Марию. Но в спектакле харьковчан смерть – есть уникальная возможность вырваться из жестокого, грязного мира – в новое измерение, где, возможно, не будет ни боли, ни насилия, ни унижения.

«Существование материальное, физическое не дало того счастья, которое могло бы быть. И поэтому он ее освободил», - отмечает актриса Харьковского государственного академического украинского драматического театра имени Т.Шевченко Татьяна Гринник.

Действие – на туго натянутом нерве, актерская игра – с надрывом. При минимуме декораций сценическое пространство постоянно в движении. Оно – отражение мира без стабильности и ясности.

«Одна немецкая актриса, она в Харьков приезжала на гастроли, мы ее пригласили посмотреть «Войцека», сказала: «Я никогда в жизни не видела такого веселого "Войцека". Веселого! Обычно «Войцек» – это трагедия, тяжелая. И это классика немецкая», - вспоминает актриса Харьковского государственного академического украинского драматического театра имени Т.Шевченко Елена Приступ.

С немецкой классикой создатели спектакля обошлись без церемоний. В своей версии неоконченной пьесы Бюхнера, которой больше 130 лет, немецкий сюрреализм приправили украинским балаганом – шоу с вызывающе яркими костюмами и дикими плясками.

Получился спектакль, над которым можно и посмеяться, и поплакать, а главное – серьезно подумать. Режиссер отставляет зрителю простор для всевозможных интерпретаций – на выразительные средства, метафоры и символы Александр Ковшун – не скупился.

Читайте также:

Все материалы темы «Национальный театральный фестиваль "Золотая маска" - 2012»>>>