23.03.2006 | 19:18

Мировая премьера одноактного балета "Тамар"

В рамках цикла "Русские сезоны XXI век" в Государственном Кремлевском дворце состоялась мировая премьера одноактного балета "Тамар". Андрис Лиепа поставил его вместе с Кремлевским балетом и солистами Мариинки. В этом проекте – попытка восстановить спектакль Фокина таким, каким его видели в начале XX века на знаменитых дягилевских "Русских сезонах". Удалось так же воссоздать костюмы и декорации Льва Бакста. Рассказывают "Новости культуры".

Эти костюмы, а их в балете около тридцати, сделала Анна Нежная. Она восстанавливает пятый балет Бакста. Досконально знает стиль мирискусников. Но эскизов Бакста к "Тамар" почти нет. Поэтому цветовую партитуру костюмов Нежная придумала сама.

Анна Нежная, художник спектакля: "Сохранилась афиша с Карсавиной и несколько черно-белых фотографий".

Каким был балет Михаила Фокина "Тамар" - можно только догадываться. После премьеры в Париже в 12-м году он больше никогда не шел. Литовский хореограф Юриюс Сморигинас сделал свою хореографическую версию. О тандеме с Андрисом Лиепой – шутит….

Юриюс Сморигинас, хореограф спектакля: "Латыш с литовцем делают грузинский балет. И мне надо было вспомнить лексику грузинских танцев".

В "Русских сезонах" Дягилева 200 балетов. Андрис Лиепа реконструировал пока десять. Воссоздать "Тамар" было особенно сложно – не хватало архивных материалов.

Андрис Лиепа, директор проекта: "Очень хороший друг из Бостона прислал клавир с подписью Михаила Фокина. Фотографию действующих лиц. Этими ресурсами мы пользовались".

Илья Кузнецов и Ирма Ниорадзе – солисты Мариинки танцуют главные партии. Ирма уже успела побывать в роли Шахерезады и Жар-птицы - знает особенности фокинский хореографии. Но с "Тамар" сложнее. Сохранилась только одна афиша с Карсавиной. По ее позе Ирма и создавала сложный характер грузинской царицы. Балерина считает Тамар "пленницей своей красоты".

Илья Кузнецов, ради прекрасной Тамар, готов еще не раз погибнуть в бурлящих волнах Терека. Любовь по-фокински – требует жертв.

Илья Кузнецов, солист Мариинского театра: "Это все-таки любовь. И должна любовь по-фокински выглядеть".

Андрис Лиепа продлил балет до сорока пяти минут. Оригинальная постановка идет двадцать. Добавил музыку из первой симфонии Балакирева. Месяц труппа Кремлевского балета репетировала спектакль. Ближайшие гастроли уже весной. Новые дягилевские сезоны покажут в российской провинции и лишь потом в Европе.