15.03.2012 | 10:51

Сегодня исполняется 60 лет со дня рождения выдающегося кинодраматурга Надежды Кожушаной

«Я живу и пишу с любовью к своему сумасшедшему времени», - говорила сценарист и писатель Надежда Кожушаная. Филолог и музыкант по образованию, драматург по призванию, она прожила всего 44 года, но еще при жизни сумела заслужить титул «Самой одаренной сценаристки эпохи перемен». Для игрового кино и анимации она создала не одно произведение, пытаясь разгадать, что такое любовь и время. Сегодня исполняется 60 лет со дня рождения знаменитой сценаристки. Рассказывают «Новости культуры».

Это потом эффекту «временной петли» будут посвящать исследования. В Голливуде снимут знаменитый «День сурка». Но впервые на экране эта зацикленность времени появится в 87-м в фильме Владимира Хотиненко. От повести Святослава Рыбаса сценарист Надежда Кожушаная оставила только мотивы. Предложила главное – рассмотреть поколение отцов в этом «Зеркале для героя» – через повторяющийся снова и снова день.

«Я помню этот момент, – говорит Владимир Хотиненко. – Я к ней пришел, и она мне говорит: «Ты только не торопись говорить нет! Только не торопись, я придумала». Когда она мне это сказала – у меня аж мурашки по коже. Она сказала про это зацикленность дня».

Сценарий «Зеркала для героя» Надежда Кожушаная писала два месяца. После все выбросила в корзину. Чтобы в считанные недели создать совсем другой вариант. Он и станет основой фильма. Эти пронзительные монологи, встречи сына и матери, быт послевоенного времени – все придумано ею. И лейтмотив поколения 80-х в этом фильме зазвучал тоже благодаря сценаристу.

Музыка в ее жизни – постоянная спутница. Без нее Кожушаная не писала ни строчки, она всегда должна была звучать где-то рядом. В фильме «Прорва» музыка, кажется, тоже не умолкает ни на минуту. Это ее придумка. Показать аттракцион с людьми марионетками под несмолкаемые советские марши, балетные номера, романсы.

Сценарий к этому фильму они писали на кухне в коммуналке вместе с Иваном Дыховичным – на газетных страницах. Кожушаная словно боялась чистых листов бумаги. А Компьютеры и вовсе не признавала – они мешали создавать эту музыку ее фильмов – из тщательно подобранных слов и часто – из криков.

Фантастический, сюрреалистичный – это все же рассказ о реальных событиях. Она ходила на встречи с афганцами, смело выслушивала эти исповеди, потом переносила в сценарий. Из комнаты, где работала – близкие рассказывают – часто слышали плач. Кожушаная так и не научилась хладнокровно убивать своих героев. Вот и в самом фильме она появится в роли медсестры – спасающей и сострадающей.

Она любила повторять: «слово «правда» не имеет никакого отношения к искусству». Истории, которые придумывала для анимации, впору детально разбирать психоаналитикам. Ее последний сценарий мультфильма – «Розовая кукла» Валентина Ольшванга. От Надежды Кожушаной в нем – не только каждая фраза, но и сами герои – это тоже отчасти она.

«То, как она реагировала, как она улыбалась – вот это было очень важно, – рассказывает Валентин Ольшванг. – Вот это я ловил, и потом это входило даже вот в рисунок. Я прямо рисовал выражение лица девочки Надиным выражением. Вот так, как она могла бы это произносить».

В конце своей короткой жизни она признавалась: так и не стала профессионалом. Драматургия, говорила, – это насилие над собой.

«Такая трагедия ее ранний уход, и такая трагедия ее болезнь, – говори искусствовед Паола Волкова. – Такая трагедия! Но по всей вероятности это связано с такой преизбыточной талантливостью ее личности, что это ее просто разрывало».

Уходя, она сожалела лишь об одном: так и не разгадала, что такое любовь и время.