16.03.2012 | 10:15

Ансамбль народного танца из Башкортостана посвятил концерт памяти Файзи Гаскарова

Концертный зал имени Чайковского продолжает знакомить столичную публику с творчеством ансамблей народного танца. На этот раз в рамках абонемента «Лучшие художественные коллективы России» выступили артисты из Республики Башкортостан. Концерт посвящен 100-летию со дня рождения основателя коллектива – балетмейстера Файзи Гаскарова. Ученик и последователь Игоря Моисеева, Гаскаров создал свой неповторимый стиль, особую пластику движений. Рассказывают «Новости культуры».

У башкирских джигитов – меховые шапки, красным поясом подпоясаны белые камзолы. У красавиц Башкортостана – две черные косы ниже пояса, украшены серебряными накосниками – «чупами».

«Главное в башкирском костюме – мех и нагрудные украшения, из серебра сделаны, яшмой украшены, монеточками, оберегают от сглаза – обереги, и головной убор – защищает красоту башкирской девушки», – рассказывает артистка Государственного академического ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова Миляуша Хайбуллина.

В костюмах артистов ансамбля Файзи Гаскарова и казахское, и уйгурское, и корейское платье найдется – репертуар разнообразный. Но только башкирское платье в таком количестве вариантов – на каждый танец свой.

«У башкир бывает либо камзол короткий, либо зилян – динный, – рассказывает артистка Государственного академического ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова Регина Мустафина. – Как в танце «Семь девушек» – такой вот зилян».

Кажется, ничего они в своих черных бархатных зилянах не делают: глаза долу, плавный шаг, изящные – все в серебре – руки почти статичны, а вот многолетний хит, канон башкирской красоты.

«Женщина-мусульманка свое место знает – мужчина в доме хозяин, – говорит педагог-репетитор Рим Абдульманов. – А мужской характер – джигит, воин».

Игра в армрестлинг, джигитские «перетанцовки» – танец «Медный каблук» – образец башкирской мужественности. А вот – экскурс в историю. Башкирские лучники принимали участие в Отечественной войне 1812 ого года. За меткие стрелы называли их «северные амуры». Может быть, и не только за стрелы.

«В башкирском танце главное – ощущение мужской силы, мужской отваги, и в то же время романтичности, любви к девушкам», – рассказывает художественный руководитель Государственного академического ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова Айдар Зубайдуллин.

Айдар Зубайдуллин – нынешний художественный руководитель ансамбля – танцовщик династийный – вырос в этом ансамбле, здесь танцевали его родители, имя ему дал сам Файзи Гаскаров. Теперь Айдар Зубайдуллин делает все для сохранения школы академического народного башкирского танца. И этот труд ценят коллективы, которые пришли поздравить башкирских коллег со столетием отца-основателя ансамбля: Кубанский казачий хор и Хор имени Пятницкого. Дело у них одно.