11.04.2006 | 19:42

"Портрет крестьянина" Ивана Крамского

"Портрет крестьянина" Ивана Крамского – через 60 лет – возвращается в коллекцию Русского музея. Сегодня в Министерстве культуры картину официально передали музейщикам. История ее исчезновения началась в 41-ом году, когда полотно - в составе передвижной выставки – отправилось в Крым. 183 картины той коллекции были экспроприированы немцами. Судьба большинства из них до сих пор неизвестна. Обнаружить "Портрет крестьянина" помогла счастливая случайность. Рассказывают "Новости культуры".

Соколов передает картину в Русский музей: "Больше-то не удастся подержать в руках", – говорит он.
Это сейчас министр Соколов может позволить себе пошутить – позади трудные и длительные переговоры с чешской стороной. Доказать, что "Портрет крестьянина" из Моравской галереи города Брно до войны принадлежал именно Русскому музею – оказалось нелегкой задачей.

Анатолий Вилков, руководитель Департамента по сохранению культурных ценностей Минкультуры РФ: "В конце 70-х – этот музей привез выставку в Русский музей, там оказалось и это полотно. Началась переписка. Мы подняли все книги поступлений, в 37 г. этот портрет поступил в Русский музей, послали в Моравский музей – нет, этого недостаточно… эта работа длилась 5 последних лет".
Судьба произведения – типична. После войны картина попала в частную коллекцию, а оттуда – в Моравский музей. "Портрет крестьянина" Крамской написал в 1896-м. Искусствоведы считают его знаковым в творчестве художника.

Владимир Гусев, директор Государственного Русского музея: "Это один из первых реалистических портретов крестьянского типажа, на смену условным работам – начало критического реализма, начало передвижничества".

В ближайшие дни портрет займет свое место в Михайловском дворце. Теперь в собрании Русского музея - 52 работы Крамского. А в музей-заповедник "Павловск" из Германии вернулись утерянные в годы войны – письмо императрицы Марии Федоровны и книга "Гимн Великому императору" 1813 года издания.

В свою очередь, Россия передает Германии 6 витражей церкви Мариенкирхе, обнаруженные в Музее имени Пушкина. Сейчас решается вопрос и о судьбе Балдинской коллекции.

Александр Соколов, министр культуры и массовых коммуникаций РФ: "Там – не только Балдинская коллекция, там и "антгальское" серебро, и архивы Германии – и по каждому вопросу – поскольку он весьма специфический – идет отдельная работа".

Переговоры продолжатся в Томске, где в ближайшее время пройдет встреча министров культуры Германии и России.