16.03.2012 | 16:01

Природа любви по Стоппарду в Театре имени Пушкина

Даже завзятый политик иногда задумывается о природе любви. Театр имени Пушкнна представляет единственную пьесу Тома Стоппарда, в которой нет политического подтекста. В русском переводе ее озаглавили «Отражение, или Истинное», что не является буквальным переводом ее названия. Этот заголовок пришелся по вкусу режиссеру Олегу Тополянскому. Как и сама пьеса – лиричная, иронично-горькая и, как говорят критики, самая «чеховская» из пьес знаменитого британского драматурга. Рассказывают «Новости культуры».


«Отражения, или Истинное» – это одновременно и мелодрама, и детектив, и притча. Эта постановка у Олега Тополянского – четвертая по счету, но, как говорит режиссер, самая сложная. Интеллектуальные ребусы, которыми наполнено «Настоящее» – а именно так переводится название пьесы, разгадывать еще не приходилось.

«Смысл, действительно, в этом "настоящем", в поисках настоящего, смыслов для каждого человека. И очень важно, чтобы эта "настоящесть" не покидала человека в течение всей жизни», – говорит постановщик.

Она возвращается из командировки, он уличает ее в измене. Сюжет, кажется, тривиальный, но после первой сцены выясняется, что это актеры, играющие пьесу в пьесе. Главный герой – драматург Генри – сочинил для своей жены-актрисы Шарлотты «Карточный домик» про любовь и предательство. Но он оказался заложником своего же сценария. Влюбляется в жену своего друга Макса, актрису Анни, и она отвечает ему взаимностью. Насколько реальны эти чувства?

«Трудно найти ответ на этот вопрос. Мы всю жизнь живем в этой иллюзии, что отражение и есть истина. Только когда человек проходит через мощные испытания личные, тогда понимает, что было по другую сторону, а что в настоящем», – полагает актер, исполнитель роли Генри Андрей Заводюк.

В Генри угадывается сам Стоппард. Свою пьесу драматург посвятил жене. Но через несколько лет после публикации (в точности, как герой пьесы) развелся и женился на английской актрисе – первой исполнительнице роли Анни в лондонском спектакле.

«Я так думаю, что Стоппард это все проживал сам, потому что там есть даже посвящение Мириам – посвящение конкретной женщине. Это личностные все переживания. Для Стоппарда это была болезненная история», – говорит актриса, исполнительница роли Анни Виктория Исакова.

Игра слов и смыслов сконцентрирована вокруг одной темы: как многогранны и непредсказуемы отношения людей, и как различаются нравственные ценности каждого. Работая над спектаклем, актеры исследовали, прежде всего, природу любви, ведь именно она и есть то самое «Настоящее».