12.04.2006 | 19:02

К 50-летию творческой деятельности Саулюса Сондэцкиса

Имя Саулюса Сондэцкиса известно меломанам всего мира. 40 лет назад он создал Литовский камерный оркестр, а в 88-м году возглавил еще один коллектив – оркестр Государственного Эрмитажа "Санкт-Петербург Камерата". Минувшим вечером в Москве прошел концерт, посвященный 50-летию творческой деятельности литовского дирижера. Рассказывают "Новости культуры".

Ровно пятьдесят лет назад Саулюс Сондецкис впервые взял в руки палочку и вышел на сцену. Это был совершенно непримечательный концерт с детским оркестром. Ровно 20 лет понадобилось этой палочке, чтобы стать историческим предметом в руках у выдающегося дирижера, которому сам Герберт Фон Караян вручил золотую медаль как дирижеру лучшего молодежного оркестра. И пятьдесят лет понадобилось самому дирижеру, чтобы в Большом зале консерватории на концерте в его честь зрителям пришлось расположиться на сцене.

Вот на эти дополнительные места, поставленные только на сегодняшний концерт, билет достать вообще невозможно. Здесь имеют право сидеть только люди, приглашенные или оркестрантами или самим Саулюсом Сондецкисом. Именно отсюда лучше всего виден дирижерский жест Сондецкиса – очень точный и понятный, выстраивающий округлые законченные фразы, которые типичны скорее для немецкой дирижерской школы.

К Большому залу Сондецкис относится с трепетом – сколько здесь не играй. И пусть даже партнеры – самые испытанные музыканты.

Саулюс Сондецкис, народный артист СССР: "Для меня самый страшный зал – вот этот – Большой зал консерватории. Когда я смотрю по телевидению ваши передачи, и выходит мой коллега на сцену – мне так страшно – он такой бедный. Как ему сейчас не страшно, а если что-то случится. А я выхожу … и дирижирую".

Владимир Спиваков и Юрий Башмет связаны с Сондецкисом воспоминаниями о своих первых выходах на сцену. Денис Мацуев считает свою встречу с Сондецкисом – эпохальной. Именно он предсказал пианисту победу на конкурсе Чайковского.

Денис Мацуев, пианист: "Он дает играть солисту. Он полностью доверяет тебе и дает возможность высказаться".

Может быть, причина подобного отношения Сондецкиса к солистам – его любопытство. Ему всегда интересно узнать – а как он сыграет, если ему дать полную свободу? Кстати, то же любопытство подвигло Сондецкиса и на то, чтобы в 1968 году во время шторма выйти из каюты корабля – посмотреть на волны. Дверью каюты ему отрезало фалангу пальца, что окончательно склонило скрипача Саулюса Сондецкиса – к профессии дирижера.