13.04.2006 | 17:56

Ретроспектива французского мастера Беттины Реймс

"Фотобиеннале-2006" Московский дом фотографии завершает ретроспективой французского мастера Беттины Реймс. С фотокамерой она не расстается более четверти века, украсив женскими образами обложки всех глянцевых журналов. Впрочем, автор этих работ уверена, что глянец и эротика в них – не самое главное. На выставке в Манеже корреспондент "Новостей культуры" попыталась выяснить, что же для Беттины Реймс на самом деле важно.

К многочисленным собраниям Беттина привыкла с детства – светские приемы для дочери известного французского аукциониста и писателя Мориса Реймса – это каждодневный ритуал. Глядя на ее работы, трудно поверить, что орден почетного легиона Беттина получила за фотографию одного единственного мужчины – это был портрет Жака Ширака. Впрочем, еще до того, как Беттина обратилась к исследованию женщин вообще, как вида, объектом ее съемки были животные. Вот с ними, как с видом, не сложилось - по причине неконтролируемого поведения объектов, Беттина заменила их на чучела животных. Разочаровавшись и в них, Беттина принялась наблюдать за женщинами.

Беттина Реймс, фотограф (Франция): "Мне интересно – что значит быть женщиной, и не только в моей стране, но и в Китае, например. И что такое быть мужчиной и пытаться стать женщиной. Все мои работы о том, как быть, искать, обрести женское начало в себе".

Шэрон Стоун, Мадонна и неизвестные красавицы разных профессий– имя им – легион. Двуполые созданья с кризисом идентичности. Брошенные женщины. Знаменитые или не очень. Одинокие. Большинство снимков Беттины – постановочные - вот модели в отеле, вот модели в студии. Беттина фотографирует так, чтобы хорошо была видна кожа, фактура. Что там за плотью, бог весть, да это и не важно. Главное - детали. Беттине, например, один раз не понравился цвет черной смородины в кадре – она ее перекрасила в красную.

Беттина Реймс, фотограф (Франция): "Конечно, я не могу сфотографировать душу, я не Господь Бог, мне важнее образ, оболочка, уже через нее можно попробовать прийти к более глубокому пониманию того, кто перед вами".

Сама Беттина предполагает, что все эти снимки – попытка через множество найти единство. Возможно искомое – портрет ее самой.