14.04.2006 | 00:35

Абонемент "Лист и Сен-Санс. Два великих романтика"

14 апреля в Светлановском зале Дома музыки выступит Государственный Академический Оркестр России. Солист Паскаль Роже (фортепиано, Франция). Дирижер Алексей Данилов.

Московский международный Дом музыки завершает концертную серию "Лист и Сен-Санс. Два великих романтика" концертом Государственного академического оркестра России под управлением Андрея Данилова и пианиста Паскаля Роже. В рамках проекта, рассчитанного на широкую слушательскую аудиторию, прозвучали наиболее значительные оркестровые и инструментальные сочинения двух композиторов эпохи романтизма.

Идея объединения имен Листа и Сен-Санса в концертных программах подсказана самой историей: будучи старшим современником Сен-Санса, Лист всячески поддерживал творческие начинания композитора, и оказал на формирование музыканта огромное влияние. Кроме того, и Лист, и Сен-Санс были не только выдающимися композиторами, но и неординарно одаренными исполнителями - пианистами и органистами, что нашло отражение в их инструментальных опусах.

В этой программе будут исполнены фортепианные концерты К. Сен-Санса - №2 (соль минор, ор.22. 1868) и № 5 ( Фа мажор, ор. 103. ,1896.) и симфонические поэмы Ф.Листа – "Орфей", "Прелюды", "Тассо".
Ференц Лист является родоначальником жанра симфонической поэмы, подчеркивая его историческую роль, Сен-Санс писал: "Когда время сотрет лучезарный след самого великого из всех когда-либо существовавших пианистов, оно запишет в свой золотой фонд имя освободителя оркестровой музыки". Действительно, после композитора и даже еще при его жизни симфоническая поэма стала наиболее распространенным жанром программно-симфонической музыки. Вдохновленный образами мировой поэзии, литературы, а иногда - живописи, Лист воплотил в симфонических поэмах идею синтеза двух искусств. Взяв за основу программную увертюру, он придал ее одночастной форме большую масштабность и свободу, что давало возможность воплощать самое разнообразное, чаще всего опирающееся на какой-либо литературный источник, содержание. Так возникли симфонические поэмы "Прелюды" (1854, по Ж.Отрану и А. Ламартину), "Орфей" (Orpheus, 1854 по мотивам мифа об Орфее), "Тассо, Жалоба и Триумф" (1856, по И.Гете), "Прометей" (по древнегреческим мифам) и другие.

Второй фортепианный концерт Сен-Санса в настоящее время является одним из часто исполняемых произведений композитора. Интерес к нему возник еще при жизни композитора. Чайковский писал о концерте: "Сочинение это чрезвычайно красиво, свежо, изящно и богато прелестными деталями. В нем отражается и замечательно близкое знакомство с классическими образцами, от которых автор заимствовал необыкновенное искусство в уравновешенности, законченности формы, и вместе весьма самобытная творческая индивидуальность…". Концерт возник благодаря Антону Рубинштейну. В своей книге воспоминаний композитор рассказывает историю его создания: „Однажды Рубинштейн мне сказал: "Я еще не дирижировал оркестром в Париже; дайте концерт, чтобы я имел случай взяться за палочку!"— "С удовольствием". <...> И я написал концерт в соль миноре, дебют которого, таким образом, состоялся под столь знаменитым покровительством“. Концерт был сочинен за фантастически короткий срок – 17 дней. Премьера состоялась в начале мая 1868 года. В отличие от него, пятый концерт не был отмечен публикой с подобным вниманием. Современники назвали его "экзотическим". Это произведение было написано на берегах Нила и впитало живописный звуковой колорит национальной культуры Египта.


//mmdm.ru