17.04.2006 | 20:11

Ансамбль XVIII века - музей Ораниенбаум - приходит в упадок

В архитектурном и ландшафтном музее Ораниенбаум работают реставраторы. Этот заповедник во время войны пострадал меньше других знаменитых пригородов Петербурга. Возможно, еще и поэтому средств для поддержания его дворцов и парка выделялось гораздо меньше, чем требовалось. Ансамбль XVIII века приходил в упадок. Сейчас восстановительные работы идут на разных объектах. Меняются коммуникации, кровля, обновляются интерьеры. Расходы составят восемь миллиардов рублей. Одним из первых реставраторы возрождают Павильон катальной горки. Подробности – у "Новостей культуры".

Очень скоро с Катальной горки снимут леса, и зрители увидят шедевр архитектуры XVIII века, похожий в своей изысканности на фарфоровую вазу. 25 мая над Павильоном поднимется флаг. Флагшток - единственная деталь, которая видна снаружи. Все остальное скрыто так называемым тепляком, внутри которого более полугода идут реставрационные работы. Мастера готовят медные листы, которыми покроют верхнюю часть купола. Затем металл покрасят специальным составом с красивым названием декаденс. Техника заимствована у англичан - говорят, что таким образом покрашена крыша Вестминстерского аббатства. Мастера восхищаются стропильной системой внутри купола. Все привели в порядок, подлечили - теперь балки из сибирской лиственницы простоят еще века. Леса первоначально собирались снять в декабре, но это вызвало серьезные опасения специалистов - резкая смена температурного режима могла повредить зданию. Решили сроки продлить, хотя поддерживание нужной температуры внутри тепляка обошлось недешево. Пока леса не сняли можно любоваться лепными деталями, которые с земли не так видны - вот это знаменитый венок Ринальди, своеобразный "фирменный знак" зодчего. Какого цвета будут фасады павильона - это вопрос стал предметом дискуссии. Мастера говорят - это глубокий кобальт.

Андрей Чубатюк, директор фирмы-подрядчика: "Дементьева говорит, что допустима облачность, она говорит о том, что допустима облачность от голубизны, мы говорим, это недопустимо, потому что должен быть ровный, глубокий удивительный такой кобальтовый цвет".

На фасаде размещают не все из выполненных капителей, об этом свидетельствует надпись карандашом "получилась". Эти элементы пилястр, то есть плоских колонн, делают в маленькой мастерской в цокольном этаже павильона. Их отливают из гипса, затем доводят до совершенства. Внутри павильона ждут своего часа 125 ваз искусственного мрамора с обезьянками и гирляндами - они украсят балюстрады и лестницы. Все это время хранители навещали любимое детище почти каждый день, смотрели, как выдерживают интерьеры холод и бешеный стук молотков.

Татьяна Королева, хранитель Катальной горки: "Плафон тоже закрыт специальными наклейками, для того, чтобы избежать его обрушения, обрушения красочного слоя. После того, как леса с павильона снимут, начнется второй этап воссоздания павильона - научная реставрация интерьеров. А когда на эти полочки с обезьянками вернутся фигурки из порселена, кабинет будет, как и прежде, со всем основанием носить название фарфорового".