20.04.2006 | 17:28

105 лет со дня рождения художника-аниматора Александра Алексеева

"Безвестный русский – знаменитый француз", - так называли художника аниматора Александра Алексеева. В России долгое время он был персоной нон грата. Его творчество знал только узкий круг художников-аниматоров. Сын военно-морского атташе полковника Алексеева получил военное образование и закончил курсы при Школе изящных искусств в Уфе. Это и определило его судьбу в эмиграции. В одном из парижских театров он оформлял спектакли русских трупп и даже работал с балетом Дягилева. Он иллюстрировал книги и в один момент занялся анимацией. После изобретения "игольчатого экрана" Алексеев стал знаменитым. Его мультфильмы "Ночь на Лысой горе", "Нос", "Картинки с выставки" - принесли ему мировую известность. 105 лет со дня рождения художника-аниматора отмечали накануне вечером. Рассказывают "Новости культуры".

Эти гравюры – редкость. Все они из личной коллекции Михаила Башмакова - большого поклонника Александра Алексеева. Художник проиллюстрировал сорок изданий. Только к "Доктору Живаго" - сделал двести две иллюстрации. Но об этом знал только маленький кружок российских интеллектуалов. В Советской России книги Алексеева не издавались.

Юрий Норштейн, художник-аниматор: "Когда увидел "Доктора Живаго", был поражен…".

Директор Ясной поляны Владимир Толстой видел немало изданий "Анны Карениной". Его – праправнука Толстого - казалось бы уже ничем не удивить. Но иллюстрации Алексеева, сделанные еще в пятидесятые, стали откровением даже для него. Настоящий фильм в книге.

Владимир Толстой, директор музея-заповедника "Ясная Поляна": "120 иллюстраций. Большой объем. Внимание к эпизодам, психология романа".

Это игольчатый мини-экран – ноу-хау Александра Алексеева. Говорят, что идея была подсказана художниками-пуантелистами. Его племянница Елена Федотова показывает экран в действии.
Елена Федотова, племянница Александра Алексеева: "Здесь негатив, здесь позитив. У него на экране, а их было три, не было планки".

Благодаря игольчатому экрану Алексеев сделал в 33-м году свой первый восьмиминутный мультфильм "Ночь на Лысой горе". Ему удалось перенести графику на экран. На рельефное изображение накладывал свет и а затем снимал его покадрово.

Первый экран весил семьдесят килограммов. Чтобы его сделать, Алексееву понадобился чемодан иголок. Французские продавщицы говорили о сумасшедших русских, скупивших все иголки в парижских магазинах.

Юрий Норштейн, художник-аниматор: "Алексеев был штучным товаром. Он искал метод воплощения своей графики на экране и нашел его".

Сергей Алимов, художник-аниматор: "Это цветочная пуантель, точечная живопись воплотилась методом Алексеева".

"Нос", "Картинки с выставки", "Ночь на Лысой горе" - входят в пятерку программных фильмов Алексеева. По ним учатся студенты ВГИКА. Парадоксально, останавливая фильмы Алексеева в любом месте, всегда получается законченная композиционная гравюра.