20.04.2006 | 20:38

Об истории велосипеда

Велосипед – одно из самых древних изобретений человечества. Историки утверждают, что на нем ездили еще древние египтяне. С тех пор конструкция велосипеда неоднократно совершенствовалась, неизменной оставалась популярность этого средства передвижения. Сегодня в Москве открылась выставка, посвященная истории велосипеда в России. Коллекцию раритетных машин изучал корреспондент "Новостей культуры".

Нужно было иметь подготовку циркового акробата, чтобы с ветерком прокатиться на велосипеде с колесами разного диаметра и при этом не упасть. Такой велосипед называется "паук". Уже в 1936 году, когда снимался фильм "Цирк", он выглядел анахронизмом. Точно такая же машина есть в экспозиции выставки "История велосипеда в России". Модель Пенни-Фартинг 1886 года. Свою коллекцию Андрей Мятиев собирает 18 лет.

Андрей Мятиев, коллекционер: "Люди, желая, чтобы вещь не пропала или, чтобы не заездили насмерть, отдают в коллекцию. Иногда за деньги, иногда даром".

"Паук" не самый уникальный экспонат. Этот деревянный экземпляр неизвестный мастер из Владимирской губернии сделал из дерева в начале прошлого века. Рассмотрел машину какого-то богача, почесал в затылке и взялся за рубанок.

Андрей Мятиев, коллекционер: "Он когда рассматривал велосипед, большое внимание уделил механизму передачи. Она повторена один в один. Вместо цепи он использовал плетеный ремень. А рама ему показалась чем-то обыденным, поэтому рама не похожа ни на что".

В коллекции Мятиева более 200 велосипедов, на выставке 50 самых интересных машин. Модели на любой вкус. Так называемые "костотрясы", варианты для военных, спортивные, дамские, прогулочные. Конечно, велосипеды для детей. Впрочем, двухколесная машина подвластна людям всех возрастов. Георгию Гончарову 76. Исколесил почти весь мир . Сейчас собирается в очередной веловояж.

Георгий Гончаров, велотурист: "Из всех континентов осталась только южная Америка у меня не объезженной. Хочу в этом году проникнуть в Бразилию и Аргентину".

Энтузиасты велосипедного дела собирают не только машины. Они владеют большим количеством документов об истории велосипеда в России. Но, возможно, это уже тема для другой выставки.