24.04.2006 | 18:28

Валентин Гафт: о театре, о жизни, о себе

Театр "Современник" продолжает отмечать свои полвека. В череде юбилейных торжеств цикл творческих вечеров под названием "Крупный план". Девять вечеров, девять встреч. Уже прошли встречи с Игорем Квашой и Лилией Толмачевой. Воскресным вечером на сцене "Современника" о театре, жизни и о себе рассказывал Валентин Гафт. Рассказывают "Новости культуры".

Когда произносится фамилия "Гафт" - ассоциации сыплются как из рога изобилия. У обычных зрителей они, как правило, связаны с кино – "О бедном гусаре" и "Гараж", "Год теленка" и "Небеса обетованные" - список столь велик, что одно только перечисление названий фильмов займет много времени. Театралы тут же вспомнят работы последнего десятилетия – Рохлина из "Кота домашнего средней пушистости", Глумова из "Балалайкина и компании", Хигинса, конечно же, из "Пигмалиона". Но у тех, кто знает его чуть ближе, ассоциации более личностные.

Ирэн Федорова, Президент фонда С.Федорова: "Он, конечно, является мэтром нашей театральной сцены, и, "Современник" - это уже как брэнд нашего театрального искусства. Гафт вписывается в это так, как никто другой".

Валерий Сюткин, музыкант: "Это достоинство, порядочность, чувство самоиронии и, как следствие, – великолепное чувство юмора".

Лариса Рубальская, поэт: "Для меня Гафт – поэт. Удивительное рождение слов, рождение образов – сжатых, острых, смешных".

Геннадий Хазанов, народный артист России: "Артист заканчивается тогда, когда он взрослеет. С Гафтом этого не произойдет".

В Школу-студию МХАТ он поступил на один из звездных курсов, который вошел в историю отечественного театра. Его сокурсники под руководством молодого Ефремова занимались серьезными полуподпольными театральными экспериментами. В этот круг Гафт был вхож. Но в круг первый, увы, не вошел.

Валентин Гафт, народный артист России: "И вот, когда театру было уже 13 лет, я в это время играл в театре Сатиры – а надо сказать, что до Сатиры я работал в театре Моссовета, на Малой Бронной, потом в Ленкоме, потом возвращался опять на Бронную, потом – Сатира. Я играл с Андрюшей Мироновым "Женитьбу Фигаро". И значит – посмотрел Ефремов, пришел за кулисы и сказал: "Переходи в театр "Современник". Я говорю: "Когда?" Он говорит: "Завтра". Я на следующий день и перешел".

Гримерку тоже выбрал сразу, не раздумывая. Рядом, как показалось поначалу, с самыми спокойными. Соседями по театральному зеркалу стали Олег Даль и Валентин Никулин. Свой "Современник" начал осваивать мощно, но без эпатажа. По Гафту. С "Обыкновенной истории". Гафт – гений, Гафт – актер-фейерверк, Гафт – вещь в себе, Гафт не может прожить дня, не сочинив эпиграммы. Он настолько же овеян мифами, насколько свободен от них.

"Чужую жизнь играю, как свою, а, стало быть, свою играю, как чужую" - слова, произнесенные давно. И что в них сегодня правда, а что вымысел – разберется только он сам. На то он и актер. Валентин Гафт.


Вечер Лилии Толмачевой в "Современнике"

"Крупный план" с Игорем Квашой

Фестиваль театра "Современник"