27.04.2006 | 20:09

Картины народных живописцев на сюжеты знаменитых полотен Третьяковки

Красный конь, но не Петрова-Водкина, Иван Грозный не Ильи Репина и "Совет в Филях" без Кутузова. Столичный Музей наивного искусства представляет картины народных живописцев, написанные на сюжеты знаменитых полотен из собрания Третьяковской галереи. К слову, некоторые наивные художники никогда и не бывали в Третьяковке, а вдохновлялись репринтами шедевров из старых "Огоньков". За вольным полетом фантазии следила корреспондент "Новостей культуры".

Не все наивные художники видели подлинники в Третьяковке. Некоторые писали картины по репродукциям из "Огонька". Наивные художники не копировали произведения знаменитых мастеров, а создавали собственные вариации на их сюжеты. Рогнеда Кузьменко из Симферополя прежде работала в гостинице дежурной. Но, увидев репродукцию "Всадницы" Брюллова, решила написать собственную картину на эту тему. С ее работы исчезли все другие персонажи, кроме графини, да и она сама оказалось в другом наряде.

Владимир Грозин, директор Музея наивного искусства: " Но если вспомнить всадницу Брюллова, она – брюнетка, она в синем шикарном платье. А Рогнеда создала парадный портрет, одела так, как ее хотела, убрала племянницу этой графини. И совершенно другая картина".

Брюллов вдохновил также кинорежиссера из Белоруссии Владимира Шибаева. В этой девушке с кистью винограда оказалось больше сходства с подлинником, чем фантазии автора. А вот это уже вариации на тему женских образов Борисова-Мусатова, Серова, Серебряковой. Наивные художники создают свой идеал красоты. На их картинах блондинки превращаются в брюнеток, изменяется выражение их лиц и поз, да и одевают они своих персонажей на свой вкус. Авторов вдохновляет не только реалистическое искусство, но и русский авангард . У филолога Светланы Никольской, в отличие от картины Петрова- Водкина, оявилось сразу два красных коня, а вместо мальчика оказалась девочка. Инженер Владимир Макаров написал картину на исторический сюжет. "Иван Грозный выбирает невесту". Здесь царь еще совсем молодой, не озабоченный государственными проблемами. Светлана Шепелевич так трансформировала сюжет картины "Военный совет в Филях", что даже Кутузова с повязкой здесь невозможно найти. Еще одна ее картина написана по мотивам Юона и Филонова.

Владимир Грозин, директор Музея наивного искусства: "Она интересна самой подачей. Огромное количество персонажей. Они все застывшие, как и застывший мавзолей. Как эти головы. Она имеет в виду тех, кто их похоронил в стене. Бюсты, бюсты, бюсты, получается , живые продолжают гипсовые фигуры".

Наивные художники ведут диалог с великими мастерами, и пусть им не всегда хватает мастерства, но искренности и фантазии им не занимать.