03.05.2006 | 12:38

Шведский Моцарт на Пасхальном фестивале

На протяжении всей пасхальной недели шли концерты Пятого Московского пасхального фестиваля. Впереди еще одна неделя, новые концерты в пяти тематических частях: симфонической, региональной, хоровой, звонильной и благотворительной. Выступление камерного хора шведского радио и таллиннского камерного оркестра не относится ни к одной из них. Это специальный проект фестиваля. О нем рассказывают "Новости культуры".

Фредрик Мальмберг работает со шведским хором восемь лет. Теперь Мальмберг еще и дирижер хора Датского радио. Колеся по Европе, разбирает новые партитуры, но к кочевой жизни привык. В Москве Мальмберг дирижирует впервые. Играет своего любимого Моцарта и забытого Йозефа Крауса.

Музыка Крауса в Европе сейчас почти не исполняется, а ведь в былые времена его кантаты и церковные гимны пользовались популярностью. Композитор несколько лет жил при дворе шведского короля. Его даже называли "Шведский Моцартом".

Фредерик Мальмберг дирижер (Дания): "Краус – немец. Он родился в один год с Моцартом и умер год спустя после него. Приблизиться к зальцбургскому гению Краусу не удалось, но его музыка прекрасна".

Специально для Москвы Мальмберг подготовил увертюру Крауса к драматическому спектаклю "Олимпия". Таллинскому камерному оркестру пришлось отправиться на трехдневную репетицию в Стокгольм, а уж потом приехать в Москву, но сожалений поэтому поводу нет.

Попасть в хор шведского радио – большая удача. Трижды надо пройти голосовой тест, и только потом можно рассчитывать на желанный контракт. Поэтому работа –прежде всего. Два раза в месяц прямые эфиры на шведском радио и телевидении. Большой дефицит теноров, поэтому мужчины здесь на вес золота. В пятьдесят лет – заслуженный отдых. В репертуаре хора – музыка современных композиторов, но музыканты всегда готовы исполнить классику – особенно Моцарта.

Суне Херрильд, тенор (Дания): "Коронационную мессу Моцарта я исполню впервые. До этого обычно был "Реквием". Исполняя Моцарта ловлю себя на мысли, что голос для этого композитора никогда не бывает идеален".

Кристина Ханнсон (сопрано) впервые исполнила Моцарта пятнадцать лет назад. Когда училась в университете, пела его оперы. Но "Коронационная месса" далась ей не просто: "Моцарт требует использования всей голосовой техники. Каждый раз надо подстраивать голос, чтобы добиться нужного звучания".

"Коронационная месса" никак не связана с коронацией монарха. Композитор написал мессу по случаю церковного праздника в Зальцбурге – увенчание короной чудотворной иконы Богородицы. Популярности "Реквиема" месса так и не получила. Последний шедевр Моцарта остался непревзойденным.